Цели административной политики Николая I
Таким образом, в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства… Читать ещё >
Цели административной политики Николая I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При восшествии на престол и после расправы с декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.), в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П. М. Карамзина (его записка «О древней и новой России» была представлена еще Александру I в 1811 г.).
Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы», сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т. д.
Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина — на наиболее приемлемые пути их решения. Вместе с тем наиболее радикальные консерваторы и реакционеры (Аракчеев и Фотий) были устранены из ближнего круга императора.
М.М. Сперанскому, ставшему умеренным консерватором, в 1826 г. было поручено руководство комиссией законов, вскоре преобразованной во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В конце 1826 г. для выработки общего плана государственных преобразований образуется особый Комитет под председательством В. П. Кочубея, которому поручалось пересмотреть основы и уставы существующего государственного управления и выработать ряд предложений. Работа Комитета была завершена лишь в 1832 г. Комитет рассматривал вопросы о положении дворянства и средних классов, о системе дворянских выборов, об управлении государственными крестьянами, затрагивался и крестьянский вопрос.
Итак, в развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица — императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея — идея законности власти монарха.
Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь.
Внутреннее развитие России проходило в сложной и противоречивой международной обстановке, в которой успехи Российской империи сменялись неудачами. Тем не менее общим итогом внешнеполитических усилий России явилось заметное расширение ее территории не только по размерам, но и по характеру присоединенных районов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. человек. В первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы России.
Таким образом, в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.