Социально-экономическое развитие второй половины XIX века
Россия в пореформенное время оставалась аграрной страной. По общему объему сельскохозяйственного производства она находилась на первом месте в мире и давала около четверти мирового производства хлебов. Структура сельскохозяйственного производства в пореформенный период существенных изменений не претерпела. Природно-климатические факторы делали большинство районов Европейской России зоной… Читать ещё >
Социально-экономическое развитие второй половины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Россия в пореформенное время оставалась аграрной страной. По общему объему сельскохозяйственного производства она находилась на первом месте в мире и давала около четверти мирового производства хлебов. Структура сельскохозяйственного производства в пореформенный период существенных изменений не претерпела. Природно-климатические факторы делали большинство районов Европейской России зоной рискованного земледелия. Ситуация усугублялась сохранением устаревших приемов обработки земли. Только в 80-х гг. XIX в. по инициативе земских агрономов происходит постепенная смена систем земледелия (с трехполья на многопольную систему). Рост урожайности хлебов в какой-то мере связан с совершенствованием техники и агротехнических приемов.
К 80-м гг. XIX в. в Европейской части России образовался единый аграрный рынок на основные виды товарных культур — овес и рожь. К концу XIX в. соотношение меняется: посевы пшеницы увеличиваются, тогда как посевы ржи и овса заметно снижаются. На треть увеличиваются посадки картофеля в крестьянских хозяйствах. Шел процесс расслоения деревни, выделялись зажиточные крестьяне, середняки и беднота. Последние вынуждены были наниматься к помещикам или уходили в город на заработки.
В пореформенный период малоземелье толкало крестьян заключать с помещиком соглашения (отработки, издольщина, испольщина). Отработочная система не способствовала увеличению производительности труда в помещичьих хозяйствах, которые теряли конкурентоспособность.
В 1880-х гг. появляется новая тенденция — переход помещичьих хозяйств от отработочной системы к вольному найму. Причем вольнонаемный труд стал использоваться в нечерноземных губерниях раньше, чем в черноземной полосе, и особенно активно он использовался в новых земледельческих районах (юг и степь России). В пореформенный период существовало три тина ведения помещичьего хозяйства: отработочная система, капиталистическая (вольнонаемный труд) и хозяйства смешенного типа.
Помещичье хозяйство пореформенной России находилось в кризисе. Причиной тому являлись отсутствие навыков частнопредпринимательской деятельности, нехватка рабочих рук, оборотных средств. Шел процесс расслоения дворянства, свыше половины которого составляло мелкое поместное дворянство. На их долю приходилось всего 3% землевладения. Па долю крупных земельных собственников (8% к концу XIX в.) приходилось три четверти всех дворянских земель. Высокая степень концентрации дворянского землевладения — еще одна особенность экономического развития того времени. Крупное помещичье хозяйство являлось основным производителем товарного зерна и экспортером его на европейский рынок.
Аграрный кризис, начавшийся в Европе из-за дешевого заокеанского зерна из Северной Америки, Южной Африки и Аргентины в начале 1880-х гг., затронул и Россию. До середины 1890-х гг. цены на рожь и озимую пшеницу упали вдвое, и производство стало убыточным. За период аграрного кризиса помещичье землевладение сократилось на четверть.
В годы кризиса центр товарного зернового производства России все более смещается на юг и в степное Предкавказье (плодородные земли Новороссии, Дона, Поволжья и Заволжья), тогда как Центрально-Черноземный и Нечерноземный районы сокращают посевы и в целом происходит оскудение центра. Особенностью развития сельского хозяйства этого периода была его порайонная специализация: в Нечерноземье и западных районах стали выращивать лен, картофель; северные и центральные губернии специализировались на молочном животноводстве.
Одним из основных вопросов пореформенной России был вопрос купли-продажи земли. Государство контролировало и регулировало этот процесс с помощью законов. В 1883 г. с введением положения об обязательном выкупе крестьянская надельная земля при условии погашения долгов по ссуде выносилась на рынок. Усилился процесс скупки крестьянских наделов кулаками. В 1892 и 1893 гг. были приняты законы о ростовщичестве. Таким образом, государство пыталось оградить крестьян от ростовщиков. А закон 14 декабря 1893 г. запретил продажу надельных земель.
Помещичьи земли находились в свободном товарообороте. Но имения с неполным правом собственности, казенная земля дворян не подлежали безусловной продаже. Государство ввело ограничения в купле-продаже земли по национальному признаку. Так, иностранцам было нельзя приобретать земли в приграничных регионах и во вновь присоединенных территориях, а в западных русских губерниях полякам запрещалось покупать новые имения.
Для регулирования купли-продажи земли создавались поземельные банки. 4 мая 1882 г. принимается закон «Об изменении порядка продажи с торгов, заложенных в поземельных банках имений». Созданный государством в 1882 г. Крестьянский банк выдавал ссуды для покупки земли, а с 1895 г. банк мог заключать с крестьянами сделки купли-продажи земли. За 1895—1905 гг. продано 5,8 млн десятин (до этого за 13 лет — 2,4 млн десятин). С открытием Дворянского поземельного банка завершилось формирование системы ипотечного кредита.
В целом развитие сельского хозяйства пореформенной России шло по двум путям: прусскому и американскому. Прусский путь означал сохранение крупного землевладения. Американский путь развития предполагал формирование слоя фермерских хозяйств, работающих на рынок, а также правовое обеспечение покупки и аренды земли.
В пореформенное время российская промышленность имела многоукладный характер: сочетание рассеянной мануфактуры и крестьянских промыслов с фабрично-заводским производством. Мелкотоварное производство с использованием ручной техники при отсутствии разделения труда, связанное с деревней, обладало довольно узким рынком. Крупные купеческие капиталы вкладывались в капиталистическую мануфактуру, в которой уже было разделение труда, использование наемного труда, сочетание ручного и машинного труда. Такие мануфактуры имели широкий рынок сбыта. После завершения промышленного переворота к 1880-м гг. появляется крупное промышленное производство, важными факторами которого, помимо разделения труда, были машинный труд и широкий рынок сбыта. Такое производство обладало высокой конкурентоспособностью на внешнем рынке.
Россия позже других вступила в стадию промышленного развития, и, по сравнению с развитыми западными экономиками, ее экономика носила догоняющий характер. Россия относилась к странам «второго эшелона» развития. В сравнении с Западом, где монополистической конкуренции предшествовал длительный период относительно свободной конкуренции, в России он был крайне краток. Высокие темпы экономического развития и высокая степень концентрации производства привели в 1880-х гг. к началу монополизации промышленности. Постепенно усиливалась связь промышленности с банками, которые в это время начали выступать в роли акционеров промышленных компаний. Со второй половины 1880-х гг. и до конца XIX в. форсированными темпами развивалась тяжелая промышленность (группа «А»), объем продукции которой увеличился в четыре раза, а численность рабочих — в два раза. Легкой промышленности (группы «Б») такие изменения коснулись уже на рубеже XIX—XX вв.
Сочетание новейших «форсированных» форм с традиционными предопределило особую роль государства как организатора экономической жизни, выступавшего в основном в роли крупного частного собственника. Государство, прежде всего в лице министерства финансов, проводило твердую протекционистскую политику. Период завершения промышленного переворота и начала промышленной революции характеризуется переходом к «развитому» экономическому росту (около 20 лет). Он отличается от других периодов самым высоким темпом роста совокупного продукта. Темпы роста совокупного продукта в России за 1885—1913 гг. были выше, чем в других индустриальных странах, а также Японии и Италии.
Окончание промышленного переворота и первые шаги в индустриализации привели к появлению и развитию новых отраслей промышленности: угольной, нефтедобывающей, машиностроительной и химической. Непропорциональность, неравномерность размещения промышленности явилась еще одной особенностью пореформенной России. Индустриальные центры концентрировались в Европейской части Российской империи и были окружены обширной сельскохозяйственной периферией. Почти полностью отсутствовала промышленность за Уралом и в Средней Азии. Произошли сдвиги в территориальном размещении промышленности. Наряду со старыми промышленными районами (Петербург, Москва) в пореформенные годы сложились три новых промышленных центра: Юг (Украина), Закавказье и Прибалтика. В значительной степени это было связано с развитием железнодорожного транспорта.
Новая угольно-металлургическая база создавалась на базе донецкого каменного угля и криворожской железной руды. Центром Донбасса стал горнорудный поселок Юзовка. Донбасс обеспечивал 65% общероссийской добычи угля. Здесь впервые было основано производство кокса, который использовался для выплавки чугуна. Украина также обеспечивала 85% общероссийского производства сахара.
Закавказье стало местом создания новых отраслей — нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей. Центром добычи нефти стал Баку. Если в дореформенный период Россия нефть не добывала, то в 1900 г. она занимала первое место в мире по экспорту нефти. Бакинская нефть привлекала не только местный, но и иностранный капитал, в основном английский и шведский. В Закавказье развивалась и горная промышленность, а также виноделие и производство табака. Кавказская железная дорога соединила Баку, Тифлис, Батуми, Эривань между собой и с городами России и способствовала быстрейшему развитию этого региона Российской империи.
Еще одним новым промышленным районом стала Прибалтика. Здесь в 1870—1890-х гг. начинают интенсивно развиваться такие отрасли, как текстильная, машиностроительная, судостроение, химическая промышленность со специализацией по районам. В Нарве производили сукно, в Либаве ткали шерсть, Ревель специализировался на судостроении, в Риге развивали резиновое производство.
Центрально-промышленный район продолжал укреплять свои позиции. На его долю приходилось 4/5 производства хлопчатобумажной, около 3/5 шерстяной и льняной промышленности, в которой работало 4/5 всех рабочих текстильной промышленности[1]. В Центральном районе производилась значительная часть продукции машиностроения. Здесь были расположены ведущие паровозостроительные заводы — Коломенский, Сормовский, Брянский. К концу XIX в. уже семь заводов ежегодно выпускали 1200 паровозов, тогда как во Франции — только 800, а в Германии — 1400.
Великие реформы 1860—1870-х гг. внесли ряд существенных изменений в действующее торгово-промышленное законодательство. В пореформенное время правительство сделало поворот в отношении к предпринимательской деятельности. Законы 1863 и 1865 гг. устанавливали новые для российской практики принципы бессословности и равенства всех правоспособных граждан в занятиях торговлей и промышленностью. Государство сохраняло за собой право вмешиваться в торговую и промышленную деятельность частных лиц.
Одна из особенностей пореформенной России — это слабость частного отечественного капитала. Отечественные предприниматели предпочитали вкладывать деньги в легкую промышленность, которая давала быстрый оборот капитала и высокую прибыль. Иностранные инвесторы вкладывали средства в тяжелую промышленность, имевшую перспективы роста. Международный банковский капитал привлекался для строительства железных дорог. В конце 1850-х — начале 1860-х гг. были построены стратегическая Петербургско-Варшавская железная дорога и Московско-Нижегородская, связавшая два важных торговых центра.
В 1880-х — 1890-х гг. усиливается прилив иностранного капитала в экономику России. По размеру импортируемого капитала Франция была на первом месте, на втором — Англия, на третьем — Германия, далее шли Бельгия и США. Франция вкладывала капитал в отрасли тяжелой промышленности и в кредитную систему, Англия — в цветную металлургию, машиностроение и легкую промышленность, Германия — в химическую промышленность, в предприятия электропромышленности и акционерные банки, Бельгия — в химические предприятия, горную промышленность, машиностроение, США — в машиностроительные заводы и торговые фирмы.
Иностранный капитал привлекался в России не только в производительной, но и в ссудной форме. Главным кредитором была Франция.
Промышленное развитие способствовало завершению процесса формирования всероссийского рынка, включению его в мировой рынок. Стратегические интересы России требовали широкого строительства железных дорог. За 1861 — 1899 гг. протяженность железных дорог выросла с 1,6 тыс. верст до 58 тыс. Сложилась железнодорожная сеть Европейской России, были построены Закавказская, Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали. К концу XIX в. они становятся основным видом транспорта. С увеличением грузоперевозок внутренний товарооборот вырос с 2,4 млрд в 1873 г. до 12 млрд руб. в 1900 г. За 1861 — 1900 гг. внешнеторговый оборот вырос с 430 млн до 1,3 млрд руб., 47% экспорта составлял хлеб.
В пореформенное время завершилось техническое переоснащение водного транспорта, на долю которого приходилось около трети перевозок. При неразвитой местной инфраструктуре свое значение сохранял гужевой транспорт.
В социальной сфере наряду со старым сословным делением общества происходило формирование основных классов капиталистического общества. Социальной базой формирующейся промышленной буржуазии наряду с купечеством стало мещанство и отчасти зажиточное крестьянство. К концу XIX в. численность буржуазии достигла в России 1,5 млн чел. (1,2% населения). Постепенно сложились отряды национальной буржуазии. Значительную долю предпринимателей составляли иностранцы, принявшие российское гражданство. Политическое значение русской буржуазии отставало от ее экономической мощи.
Освобождение крестьян привело к образованию слоя людей, вынужденных продавать свою рабочую силу владельцу капитала. Недавние выходцы из деревни со временем становились пролетариями. Постоянные наемные рабочие составляли три четверти всех фабрично-заводских рабочих, около одной четверти занятых в производстве составляли «рабочие с наделом», люди, сохранявшие связь с деревней.
- [1] История России XVIII—XIX вв.еков / под ред. Л. В. Милова. М., 2006. С. 639.