Внешние факторы.
Социально-психологический аспект управления персоналом
Не только лабораторные эксперименты, но и реальные жизненные ситуации показывают, что успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний. Конечно, это не исключает того, что спустя некоторое время после неудачи, проанализировав ее причины, человек снова будет ставить перед собой те же самые, трудные цели. Каждый… Читать ещё >
Внешние факторы. Социально-психологический аспект управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личность в системе социально-трудовых отношений Личность — явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей. Личность — это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Понять личность можно только через раскрытие ее ролей. Это факт подметил еще В. Шекспир: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Роль — социальная функция личности.
Социальная роль — это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации.
Человек «играет» в жизни множество ролей: слушателя, зрителя, пешехода, пассажира, сына, дочери, матери и т. д.
Факторы, влияющие на качество исполнения роли:
- · знания и умения находиться в данной роли;
- · характер личности;
- · значимость роли для человека;
- · стремление соответствовать ожиданиям окружающих.
Среди социальных ролей выделяют профессионально-квалификационные роли: дипломат, рабочий, менеджер, бухгалтер, маркетолог и т. п.
Руководитель в организации играет роль режиссера, а подчинённые — актёров. Задача руководителя (режиссера) с учётом личностных характеристик подчиненного, его знаний, навыков, умений, опыта предложить работнику (актёру) роль, которую он сыграет наиболее успешно.
Хорошо или плохо человек исполняет роль? Для этого необходимо сопоставить роль с определёнными критериями. В качестве критериев эффективности исполнения социальных ролей выступают социальные нормы.
Социальные нормы — это правила и требования, которые исторически сформировались в конкретной социальной группе людей и которые играют роль важного способа регулирования поведения и деятельности членов данной группы Социальные нормы — это принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Это установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определённое социальное целое. Придерживание социальных норм есть необходимым условием включение личности в социальную структуру.
Различают три вида социальных норм и деятельности:
- · единая система норм морали;
- · профессионально — квалификационные нормы;
- · нормы в виде традиций, характерные данному коллективу.
Единая система норм морали. В основе моральной нормы для каждого человека лежит общественное мнение, влияние массового примера, власть групповой привычки и другие формы практических проявлений общества.
Профессионально-квалификационные нормы. Содержание профессионально-квалификационных ролей личности отражается в описаниях рабочих мест, должностях инструкциях и других документах, определяющих деятельность сотрудников организации. В этих документах важно найти оптимальный уровень регламентации ролевого поведения работника.
Качество исполнения профессионально-квалификационных ролей определяется:
- · содержанием должностных инструкций, которые могут сковывать инициативу работника;
- · уровнем знаний, навыков и умений работника;
- · желанием работника хорошо исполнять роль.
Групповые нормы. Это нормы-традиции, неписанные правила группового поведения, какие трудовой коллектив считает нормальными для выполнения данной роли. Групповые нормы могут не соответствовать общественным и профессионально-квалификационным нормам.
С точки зрения ролевого поведения личности, управление людьми означает решение следующих задач:
- · правильное определение роли работника;
- · усвоение подчиненным предназначенной ему роли;
- · обеспечение выполнения работником своей роли.
От того, как исполняются работником роли, и в первую очередь профессионально-квалификационные, зависит социальный статус личности.
Социальный статус личности — оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей.
Социальный статус складывается из отдельных статусов, таких как:
- · должностной;
- · профессиональный;
- · личностный.
Должностной статус личности определяется занимаемой должностью и характеризуется имеющимися полномочиями.
Профессиональный статус личности определяется уровнем профессиональной компетенцией личности (знаниями, навыками, умениями).
Личностный статус личности определяется личностными качествами индивида (интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, моральными).
Необходимо стремиться к гармонии статусов: повышение должностного статуса должно опираться, прежде всего, на рост профессионального и личностного.
Руководитель, учитывая знания, навыки, умения, опыт работы подчинённого, а также его личностные качества, должен предложить работнику роль, в которой он смог себя реализовать с максимальной пользой для организации.
Руководитель также должен знать, каким профессиональным и личностным статусами обладает тот или иной подчинённый, соответствует ли им должностной статус и нужно ли его повышать.
Важной характеристикой деятельности личности, выполняющей те или иные социальные роли в системе управленческих отношений, является уровень ее притязаний.
Уровень притязаний личности — выбор цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий.
Уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность. Так же под уровнем притязаний можно понимать желаемый уровень самооценки, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Каждый человек, будучи субъектом каких-либо видов деятельности, всегда ставит перед собой определенные, в контексте соответствующей деятельности, цели. При достижении своих целей человек, как правило, испытывает чувство удовлетворения. Вот почему тот или иной уровень притязаний личности во многом обусловлен ее стремлением переживать удачу и избегать неудачи.
В целом известное несоответствие между уровнем притязаний и возможностями его непосредственного достижения «является существенным моментом в развитии личности: несоответствие мобилизирует нашу деятельность, заставляет нас напрягаться, нас активирует».
Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека. На уровень притязаний личности влияют:
- · возраст;
- · социальное положение;
- · образование;
- · ее прошлый опыт;
- · социально-психологические особенности личности;
- · реальные успехи или неудачи в прошлом;
- · глубина осознания личностью его социальной роли;
- · уровень ее самоуважения (включая самооценку);
- · стандарты успеха, существующие в социальных группах, к которым относится данная личность;
Не только лабораторные эксперименты, но и реальные жизненные ситуации показывают, что успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний. Конечно, это не исключает того, что спустя некоторое время после неудачи, проанализировав ее причины, человек снова будет ставить перед собой те же самые, трудные цели.
Многое зависит и от того, как личность использует свои возможности в данном отношении. Так, экспериментально обнаружено, что при этом наблюдаются следующие устойчивые тенденции — одни лица адекватно оценивают свои возможности, другие склонны к постоянной их переоценке, а третьи — к столь же постоянной недооценке. В последнем случае достигнутый личностью успех не приводит к повышению уровня ее притязаний.
Самооценка личности — способность индивида рассматривать собственные достоинства или недостатки в сравнении с подобными качествами окружающих людей.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка может быть:
- · заниженной;
- · завышенной;
- · адекватной.
Считается, что самооценка личности должна быть адекватной с тенденцией завышения.
Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка и оценка личностью группы — входят в структуру личности, и, хочет человек того или нет, он вынужден объективно считаться с этими субъективными индикаторами своего социального самочувствия. При этом значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Повышение оценки, которую даёт личность окружающим, ведёт к повышению реальной оценки со стороны других.