История применения золота в России
После революции 1917 г. развитие ювелирной отрасли в России сильно затормозилось, но не остановилось. Хотя Фаберже уехал из России, но ювелирных дел мастера остались. Они организовали артель, которая выросла с годами в Московскую ювелирную фабрику. Располагалась она на Пушечной улице, а в 1970 г. переехала на новое место и стала называться Московским экспериментальным ювелирным заводом. Здесь… Читать ещё >
История применения золота в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отсчет этапов развития ювелирного дела на территории России, по-видимому, начинается с зарождения Киевской Руси (IХ-ХП вв.) и Владимиро-Суздальского княжества (X-XII вв.). Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие.
Великий Устюг Расцвет ювелирного искусства в Великом Устюге приходится на XVIII в. В то время широкое распространение получили эмалевые изделия, стилизованные орнаментом и серебряными накладными украшениями, эмалевая посуда, а также великолепные образцы сканного искусства: коробочки, табакерки, ларцы, небольшие кубки с ажурным орнаментом на гладком золоченом фоне. Изготовлялись и личные украшения, среди которых выделялись «женские нашейные золотые и серебряные цепочки», но более всего Великий Устюг знаменит своим черневым мастерством.
Вологда В искусстве вологодских мастеров серебряного дела значительное место занимала чеканка. Ее орнаментальные мотивы оригинальны и разнообразны. Чеканка использовалась при изготовлении окладов икон и иной церковной утвари. В середине XIX в. вологодские ювелиры изготавливали также первоклассные образцы сканных изделий и тонкие черневые гравюры на серебряном фоне. Это искусство современниками оценивалось очень высоко.
Кострома В XVI в. там было немного ювелирных дел мастеров, но их изделия были известны далеко за пределами города. В XVII в. в работах костромских ювелиров прослеживается влияние новгородских и псковских мастеров. Во второй половине XIX в. центром производства ювелирных изделий становится село Красное, где в то время работало около 2000 кустарей. Красносельские изделия — небольшие штампованные образки, кресты-нательники, дешевые броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи, мелкие серебряные солонки, стаканчики, подстаканники и т. п. — широко разошлись по всей России.
В настоящее время Кострома и Красное-на-Волге по праву считаются одними из ведущих центров российского ювелирного искусства.
Нижний Новгород В XVI—XVII вв. был известен своими чеканщиками. Большинство из них работало в мастерских при монастырях. В основном они производили церковную утварь, среди которой особо выделялись тяжеловесные чаши (потиры). Новгород на протяжении многих веков занимал видное место в ювелирном искусстве древней Руси. Стиль новгородских мастеров считался лаконичным, сильным и выразительным. Его характеризовали точность и четкость рисунка, ясность форм и композиционных построений. Ювелирное дело было настолько широко поставлено, что там больше, чем в других городах была развита узкая специализация среди мастеров-ювелиров. В XVI—XVII вв. новгородские мастера владели всеми приемами ручной обработки драгоценных металлов и с большим мастерством украшали свои изделия ручным тиснением (басмой), чеканными и резными узорами и изображениями, литыми деталями, сканью, эмалью и чернью. Новгород стал родиной новой формы драгоценной посуды — золотого и серебряного ковша. Большой популярностью пользовались новгородские корчики (небольшие с ручкой и на подставке ковшики в виде лодочки) и чарки с пространными надписями на венцах.
Новгородские мастера считались первоклассными чеканщиками. Их чеканку отличали поразительная четкость рисунка, которая придавала орнаменту рельефность и вместе с тем легкость и изящность. Широкое развитие получила в Новгороде скань и эмаль. В XVII в. сканный орнамент, расцвеченный эмалью, часто обогащался вкраплением в эмаль мелкой зерни, придававшей изделию неповторимый блеск и мерцание.
Псков Искусство мастеров ювелирного дела было во многом схоже с новгородским. Наибольшую известность получили мастера, работавшие в псковском Печерском монастыре. И посадские (т.е. городские), и монастырские мастера наибольших высот достигли в резьбе по серебру. Лучшее из созданного ими — это массивные, глубокие церковные блюда и дискосы, на гладкую поверхность которых наносились сложные многофигурные композиции.
Ярославль Ярославль можно с полным правом считать одним из самых выдающихся центров ювелирного дела на Руси XVII в. Памятники ярославского искусства отличаются особой декоративностью и богатством. Мастера в этом городе были первоклассными чеканщиками и тонкими резчиками. Они создавали не только предметы церковной утвари, но и разнообразные бытовые предметы, например, чайники, кофейники, сахарницы, блюда, соусницы, подносы и пр.
Петербург Следует отметить, что русское ювелирное искусство на ранних этапах развивалось своим путем, не испытывая заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран. Только начиная с эпохи Петра I, в развитии русского ювелирного дела стали использовать достижения европейских мастеров. Начало было положено в Петербурге, когда в северную столицу перевели золотых и серебряных дел мастеров из Москвы и других городов Российского государства, а также пригласили ювелиров из стран Западной Европы. Иностранцы имели свои мастерские, многочисленных русских учеников и подмастерьев. Поначалу и здесь основное внимание уделялось созданию церковной утвари, предметов культа, посуды и убранства стола. Именно в тот период были изготовлены уникальные сервизы, включавшие сотни предметов, каждый из которых отличался высоким художественным исполнением. Первым заказчиком на такие сервизы был сам Петр I. Создавались и отдельные предметы: от богато инкрустированных братин (сосудов для хранения и подачи питья) из золота, серебра или камня до простой ложки или ситечка для чая. Почти одновременно стали изготавливать предметы убранства комнат, письменного и туалетного стола, различные дорожные приспособления и приборы.
В работах русских и иностранных мастеров Петербурга использовались практически все технологии того времени. Однако черневое дело не получило такого широкого развития, как в других северных городах России. Зато в середине и во второй половине XVIII в. возросшая мода на миниатюрную живопись способствовала развитию технологии эмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах: медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т. п.
Во времена правления Екатерины II в моду вошли изделия с бриллиантами: серьги, пряжки для башмаков и поясов, пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки, гребни и т. д. Нередко бриллианты использовались в сочетании с цветными камнями.
В конце ХVII-начале XVIII вв. был утвержден ряд орденских знаков, представлявших собой великолепные образцы ювелирного искусства. К ним относятся ордена Св. Андрея Первозванного, нагрудные портреты Петра I, ордена Св. Александра Невского, Св. Георгия, Св. Владимира. В XVIII столетии в Российской империи был введен иностранный по происхождению орден Св. Анны, вручаемый за особые заслуги перед государством. Один из первых орденских знаков Св. Анны был сделан из золота и серебра и декорирован эмалью. Его украшали 4 великолепных изумруда и 130 бриллиантов. При этом каждый орденский знак был неповторим, отличаясь также количеством бриллиантов.
В высшей степени ювелирное искусство петербургских мастеров проявилось при создании царских регалий. В 1730 г. была изготовлена корона императрицы Анны Иоанновны, в которой установили 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней.
В 1762 г. выдающимся петербургским мастером Иеремией Позье для коронации Екатерины II была создана Большая императорская корона. Традиционная для российских монархов по форме, она состоит из двух раскрывающихся полушарий, увенчанных державой и византийским крестом. Корона изготовлена из серебра с бриллиантами и жемчугом. Бриллианты образуют декор в виде лавровых листьев, символизирующих власть и славу. Всего в короне установлено 4936 бриллиантов массой 2858,00 карат и 75 крупных жемчужин. Позднее в корону была дополнительно установлена великолепная рубинового цвета шпинель массой 398,72 карата и добавлен внутренний золотой обруч.
В 1801 г. по эскизам французских придворных ювелиров Жакоба и Жана Дюваль была выполнена Малая императорская корона, предназначенная для коронации императрицы Елизаветы, жены царя Александра I. Покрытая бриллиантами, корона по праву относится к шедеврам ювелирного искусства и отличается точностью пропорций, изяществом и особой изысканностью, а также высоким мастерством исполнения.
В начале XIX в. петербургские ювелиры создали множество уникальных украшений. Им принадлежит заслуга в развитии русского «Ампира», в соответствии с канонами которого драгоценные и полудрагоценные камни вставлялись в крупные оправы, а потому изделия имели тяжеловесный вид. Особенно этим отличались изделия с алмазами и бриллиантами.
В первой половине XIX в. завершился период русского классицизма, в котором нашли отражение идеалы красоты и образы античной классики. Вычурные, часто неправильной формы утварь и украшения XVIII в. сменились строгими и четкими формами, приближающимися к правильным геометрическим фигурам: прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Чрезмерно насыщенная и причудливая орнаментация уступает место обычному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными украшениями, выполненными механической штамповкой и, в редких случаях, чеканкой.
Ювелирные мастера Петербурга с успехом применяли такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. В целом, расцвет русского ювелирного искусства дореволюционного периода приходится на XIX в., когда в России и, прежде всего, в Петербурге собрались всемирно признанные мастера и основатели своих направлений в ювелирном деле, когда стали создаваться необычные для своего времени ювелирные мастерские и фабрики. Среди петербургских ювелиров, оставивших заметный след в мировой истории, следует отметить следующих:
Фаберже Карл Густавович (1846−1920) сын и продолжатель дела своего отца, организовавшего фирму «Фаберже» в Петербурге в августе 1842 г. Возглавил фирму в 1872 г. Поставщик Высочайшего двора, оценщик Кабинета Его Императорского Величества, придворный ювелир. Поставщик короля шведского и норвежского. Фирма Фаберже поставляла ювелирные изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. Мануфактурщик-советник и купец 1-й гильдии, награжден многими российскими орденами.
Фирма имела многочисленные награды на выставках в Москве (1882 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.), Нюрнберге (1885 г.), Копенгагене (1888 г.), Стокгольме (1897 г) и на Всемирной выставке в Париже (1900 г.). В мае 1916 г. фирма Фаберже преобразована в Товарищество «К. Фаберже» с громадным по тем временам основным капиталом в 3 млн. рублей. В начале XX в. численность рабочих превышала 600 человек. В обучении на предприятии постоянно находились не менее 30 учеников.
Бирмбаум Франц Петрович, главный мастер фирмы Фаберже, художник-композитор и миниатюрист. На протяжении многих лет был правой рукой великого Фаберже. Именно он сказал, что «стиль русской национальной ювелирной школы второй половины ХIХ-начала XX вв. не создан одним человеком, имя которому К. Фаберже. Тот дал только название стилю. Этот стиль вырабатывался в результате совместного творчества ювелиров и художников, проникнутых русским творческим духом и современной культурой». Заслуги Бирмбаума были отмечены многими наградами. Зуев Василий Иванович — художник-миниатюрист фирмы Фаберже. Выполнил подавляющую часть миниатюрных портретов императорской фамилии для Кабинета Его Величества и фирмы Фаберже. Носил неофициальное звание придворного миниатюриста.
Братья Грачевы — Михаил, Алексей, Григорий, Симеон, Петр и Иван — поставщики Высочайшего двора, обладатели множества наград и призов на международных выставках. Пользовались заслуженным авторитетом и большой популярностью.
Иванов Александр Дементъевич: по богатству используемых в работах драгоценных камней считался первым ювелиром в Петербурге Кейбель Иоганн-Вильгельм, Кеммерер Генрих Вильгельм, Кордес Александр создали множество орденских знаков с бриллиантами и другими драгоценными камнями.
Среди других, не менее известных петербургских ювелиров, признанных мастеров своего времени, имевших мировую известность и награжденных высочайшими профессиональными званиями и многими наградами российских и международных выставок, следует назвать таких как: Болин Карл Эдуард, Болин Генрих-Конрад (Андрей), Болин Вильгельм (Василий Андреевич); Буре Павел (Павел-Леопольд Павлович); Верфель Карл Федорович; Денисов-Уральский Алексей Козьмич, Перхин Михаил Евлампиевич). Здесь названа только небольшая часть известнейших ювелиров, являвшихся руководителями и владельцами знаменитых фирм.
Сегодня Санкт-Петербург продолжает оставаться одним из ведущих российских центров ювелирного искусства. В городе работают десятки ювелирных предприятий, которые выпускают широкий ассортимент ювелирных украшений, отличающихся высоким качеством исполнения и конкурентными ценами. Большинство предприятий города специализируется на производстве носимых ювелирных украшений из драгоценных металлов с драгоценными и иными ювелирными камнями. Изготавливаются изделия любых фасонов и различной степени сложности, современного и классического дизайна. Некоторые создают изделия декоративно-прикладного характера, камнерезной пластики, относящиеся к скульптурам малых форм. Многие предприятия выпускают продукцию, ориентированную на покупателей, желающих приобрести эксклюзивные украшения с крупными бриллиантами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. Выполняются индивидуальные заказы населения по изготовлению фамильных драгоценностей, отличающихся изысканным дизайном, подбором уникальных камней, высоким мастерством исполнения и неповторимостью. Большой ассортимент изделий рассчитан на среднего покупателя, который предпочитает легковесные украшения, украшения с мелкими камнями или ювелирную бижутерию.
Предприятия, завоевавшие авторитет своей продукцией, выполняют заказы Правительства города и местной администрации. Например, разработаны и изготовлены Знаки Почетного гражданина Санкт-Петербурга, которые были вручены академикам С. Лихачеву, Ж. Алферову, актрисе А. Фрейндлих и другим.
Москва как центр ювелирного искусства получила известность намного раньше, чем Петербург. Став столицей самостоятельного княжества в XIII в., она уже в первой половине XIV в. начала строить собственную крепость, названную Кремлем, который к концу XV в. принял нынешний облик. Первое упоминание о кремлевских сокровищах относится к 1476−1478 гг., когда в Москву из завоеванного Новгорода было доставлено 300 возов жемчуга, золота, серебра и драгоценных камней. Спустя несколько лет на территории Кремля был построен Казенный двор для хранения государственной казны.
В пополнении казны большая заслуга принадлежит великому князю Ивану III (1440−1505), который, располагая значительными денежными средствами, скупал ювелирные изделия московских мастеров, а также в странах Запада и Востока. К концу XV в. на службе у князя состояла целая армия искусных мастеров, которые чеканили изображения высокого рельефа, применяли эмаль, чернь, использовали резьбу, литье, басму и скань.
В первой половине XVI в. в Кремле открылись различные мастерские, в том числе Оружейная, Золотая и Серебряная палаты. В Оружейной палате вначале делали только доспехи и оружие, но затем в ее составе появились ювелиры и иконописцы. Туда были приглашены мастера из разных городов Русского государства, а также Германии, Польши и Богемии.
В XVII в. мастера Золотой и Серебряной палат уже делились по узким специальностям. Над сложными изделиями обычно трудились несколько человек во главе с мастером-наставником.
В первой половине XVIII в. в Москве наблюдается некоторый упадок золотого и серебряного дела, и главный российский центр ювелирного искусства надолго перемещается в Петербург. Туда же переводятся лучшие ювелиры из Москвы. Город стал испытывать финансовые трудности, но тем не менее, ювелирное дело в Москве не заглохло. Именно московские эмальщики внедрили новый технологический прием, ранее не применявшийся в русском ювелирном деле, — многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая подобно витражу прозрачна на просвет. Еще более заметным был прогресс в технике литья и чеканки.
Среди московских мастеров, вошедших в историю ювелирного искусства, известны:
Хлебников Иван Петрович, основатель фирмы (1842 г.), а затем товарищества «Хлебников И. П., сыновья и К0» (1888 г.). Московский 1-й гильдии купец. В 1914 г. фабрика насчитывала до 250 рабочих. Поставщик Высочайшего двора с 1881 г. Фирма имела множество наград на российских и зарубежных выставках, отмечена высшей наградой — «Государственным Гербом» — за выставку 1882 г. в Москве.
Сазиковы — Игнатий Павлович (1793−1868), Валентин Игнатьевич (1830−1877), Павел Игнатьевич (1815−1856). Московско-петербургская ювелирная фирма Сазиковых прославилась изготовлением уникальных серебряных украшений, столовых предметов и церковной утвари. Фирма — придворный фабрикант серебряных изделий. Получила множество наград на различных выставках, в том числе и «Государственный герб» на московской выставке 1882 г. Фирма имела мировое признание и заказы из-за границы.
Губкин Иван Семенович. Придворный поставщик, основатель фабрики серебряных изделий. Имел клеймо с «Государственным гербом». Дело продолжали сыновья. Фабрика насчитывала 88 рабочих, годовой оборот достигал 500 тыс. рублей. Изделия фабрики, в основном церковная утварь и столовая посуда, экспонировались на многих выставках.
Овчинников Павел Акимович, серебряных дел мастер, основатель известной фирмы. Поставщик двора наследника цесаревича Александра Александровича.
В дореволюционной России серьезно подходили к подготовке будущих серебряных и золотых дел мастеров. Она велась в основном в частных школах при фабриках известных ювелиров или предпринимателей. Одним из первых художественную школу открыл московский фабрикант П. А. Овчинников. В ней обучалось до 130 учеников; срок обучения устанавливался от 5 до 6 лет, в течение которых преподавались общеобразовательные и специальные предметы в объеме, необходимом для «технического и прикладного искусства в применении к серебряных и золотых дел мастерству».
Другая школа была открыта в Москве при фабрике А. М. Постникова с курсом обучения, рассчитанным на 6 лет. В ней обучалось 47 учеников. Специальная художественная школа на 75 учеников существовала при фабрике И. П. Хлебникова. Некоторые фирмы ограничивались созданием «рисовальных» классов и готовили, говоря современным языком, художников-дизайнеров ювелирных украшений и бытовых изделий. Следует вспомнить и петербургскую художественную школу при обществе поощрения художников. В ее мастерских велись практические работы с золотом и серебром.
В 1897 г. в Москве была открыта «первая практическая школа золотого и серебряного дела» А. В. Лобанова «для образования мастеров, хорошо развитых и технически, и художественно». В течение 5 лет там изучали все ремесла, относящиеся к серебряному и золотому делу. По окончании школы ученики получали свидетельство, дававшее им право быть подмастерьем серебряного и золотого мастерства. Мастерами они становились позже.
После революции 1917 г. развитие ювелирной отрасли в России сильно затормозилось, но не остановилось. Хотя Фаберже уехал из России, но ювелирных дел мастера остались. Они организовали артель, которая выросла с годами в Московскую ювелирную фабрику. Располагалась она на Пушечной улице, а в 1970 г. переехала на новое место и стала называться Московским экспериментальным ювелирным заводом. Здесь работали исключительно с золотом и драгоценными камнями, создавая опытные образцы и модели, на базе которых затем выпускались серийные изделия. На заводе сложилась своя школа и традиции. Выходившие отсюда ювелирные изделия демонстрировались на международных выставках и конкурсах, получали призы и награды. Работали и другие предприятия и мастерские, снабжавшие немногочисленные ювелирные магазины.
В октябре 1947 г. был создан ГлавЮвелирторг, но первая специализированная выставка состоялась только в 1958 г. Как самостоятельная ювелирная отрасль в Советском Союзе сформировалась только в 1966 г. За два десятилетия до начала Перестройки были созданы техническая база и коллективы профессиональных мастеров, налажено производство как уникальных, так и серийных изделий, что в немалой степени способствовало дальнейшему развитию ювелирного искусства. Большим спросом пользовались изделия заводов Москвы, Ленинграда, Костромы, Свердловска, Бронниц, Перми, Калининграда и других городов.
Так продолжалось до распада СССР, когда практически вся коллекция, которая создавалась на Московском экспериментальном ювелирном заводе в течение двадцати лет, была вывезена за границу. Всего несколько изделий купила Оружейная палата. Стала снижаться отдача ювелирной промышленности. Как отмечала «Гильдия ювелиров России», объем производства ювелирных изделий в России в 1998 г. сократился по сравнению с 1990 г. в три раза. Сегодня спад производства постепенно компенсируется вновь образованными на базе бывших государственных заводов акционерными обществами и частными предприятиями. По состоянию на 1999 г. в России насчитывалось около 500 ювелирных заводов. Количество предприятий продолжает расти и параллельно действуют свыше 400 небольших частных фирм.
В настоящее время основным центром ювелирного производства, где размещено большинство российских ювелирных предприятий, является Москва.
Наряду с Москвой одним из ведущих центров ювелирного дела является Санкт-Петербург. В двух этих городах сосредоточена основная часть ювелирного производства. Однако отрасль активно развивается и в других регионах России: городах центральной России, Калининграде, Ростове-на-Дону, Махачкале, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Красноярске, Омске, Томске, Якутске, Хабаровске и др.