Мобильный банкинг.
Дистанционное банковское обслуживание
Специалисты считают, что мобильный банкинг в России находится пока на самой ранней стадии развития. Большинство предоставляемых банковских мобильных услуг поначалу ограничивалось просмотром состояния счета, позже — SMS-информированием. Теперь доступны и некоторые активные операции, например, оплата услуг провайдеров или коммунальных услуг. Появляются сервисы электронных кошельков, которые… Читать ещё >
Мобильный банкинг. Дистанционное банковское обслуживание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мобильный банкинг представляет собой один из видов дистанционного банковского обслуживания (ДБО), используя который клиент банка при помощи какого-либо мобильного устройства осуществляет банковские операции из любой точки планеты, в которой конкретный мобильный банковский сервис доступен для данного устройства.
В качестве мобильных устройств, благодаря которым клиент получает услуги мобильного банкинга, могут использоваться, например мобильные телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры.
В наше время трудно встретить человека, который не имел бы сотового телефона. Сейчас возможности мобильных телефонов простираются далеко за пределы голосового общения, из средства коммуникации мобильники превращаются в универсальные устройства.
Одновременно с этим очевидным является то, что далеко не все клиенты готовы постоянно посещать отделения банков для совершения различных операций со своими счетами. Регулярно приходить в офисы банков могут себе позволить только те, кто имеет много свободного времени или же вынужден совершать обязательные платежи (например, для погашения кредитов). Не охвачены банковским обслуживанием оказываются те, кто не имеет возможности часто наносить визиты в банк для осуществления простых операций, но при этом является платежеспособным клиентом, которому требуются банковские услуги.
Для тех, кто много времени проводит в дороге, и у кого не всегда оказывается под рукой компьютер или ноутбук, услуга мобильного банкинга особенно актуальна, так как всегда есть необходимость в постоянном контроле за состоянием банковского счета и движением денежных средств. В этом очень помогает использование мобильных устройств, подключенных к соответствующим сервисам.
Специалисты считают, что мобильный банкинг в России находится пока на самой ранней стадии развития. Большинство предоставляемых банковских мобильных услуг поначалу ограничивалось просмотром состояния счета, позже — SMS-информированием. Теперь доступны и некоторые активные операции, например, оплата услуг провайдеров или коммунальных услуг. Появляются сервисы электронных кошельков, которые позволяют совершать операции с телефона.
С другой стороны, несмотря на то, что мобильный банкинг удобен для пользователя этой системы и способен упростить им жизнь, лишь небольшое число клиентов банков решает воспользоваться этой услугой. Практика показывает, что услуги платежей или денежных переводов клиентами востребованы меньше, чем получивший уже распространение сервис оповещений о состоянии счетов и выполнении операций.
Тем не менее, в ближайшем будущем ожидается, что мобильный банкинг будет быстро развиваться, и, если и не получит такое же широкое распространение, как интернет-банкинг, то, несомненно, будет востребован среди достаточно широкой категории клиентов и займет свою нишу на банковском рынке.
Рис. 1 Состояние ПК. Мировой годовой объем единицы продажи (м). Корпоративных ПК, Потребительских ПК, Планшетов
Рис. Состояние индустрии. Мировой годовой объем единицы продажи (м). Корпоративных ПК, Потребительских ПК, Планшетов и смартфонов
Рис. 2 Состояние индустрии. Мировой годовой объем единицы продажи (млн. штук). Корпоративных ПК, Потребительских ПК, Планшетов и смартфонов и телефонов. [С7]
Учитывая заметное лидерство систем электронного банкинга определим, что понимается под интернет-банкингом и мобильным банкингом, которые составляют основу данного вида ДБО.
Интернет-банкинг в настоящее время рассматривается как способ ДБО клиентов, осуществляемого кредитными организациями в сети Интернет (в том числе через web-сайт (ы) в сети Интернет) и включающего информационное и операционное взаимодействие с ними.
Мобильный банкинг — способ ДБО, позволяющий клиентам при помощи каналов сотовой связи управлять своими банковскими счетами, получать информацию о проведенных транзакциях, текущем состоянии счета и др.
Если обобщать определения, которые приводились за последние несколько лет в зарубежных источниках, для электронного банкинга, то под ним понимается, прежде всего, специфическая технология ДБО, которая позволяет клиентам управлять своими банковскими счетами через Интернет и/или посредством сотовой связи.
Рис. 3 Обобщенная схема информационного контура банковской деятельности с использованием технологии ДБО
Например, в работе коллектива зарубежных авторов «Организация международного управления денежными средствами. Практическое руководство по управлению денежными потоками, ликвидностью, оборотным капиталом и краткосрочными финансовыми рисками» под интернет-банкингом понимается управление банковским счетом через Интернет.
Однако, автор разделяет точку зрения ученых, которые рассматривают три функционала интернет-банкинга: информационный, коммуникационный и операционный.
Так, например, доктор технических наук, профессор В. В. Трофимов определяет интернет-банкинг, как комплекс банковских услуг, предоставляемый клиенту банком посредством Интернета. При этом он выделяет три уровня интернет-банкинга: информационный, коммуникационный и полнофункциональный транзакционный. Н1.