Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ВлияниС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π½Π° состояниС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ учащихся

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΠ±ΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ противорСчия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ физичСским ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π΄ΠΎ-Ρ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния ΠΈ ΠΎΡ‚сутствиСм условий, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для формирования этих ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях. Ослабла Ρ„ΠΈΠ·ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-спортивная Π±Π°Π·Π°, Π»ΠΈΠΊΠ²ΠΈΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π° систСма Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π±Π°Π· ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°, ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠΈΠ»Π°ΡΡŒ организация школьного питания, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·-ΠΊΠ° Π½Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ мноТСства Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… курсов… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВлияниС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π½Π° состояниС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ учащихся (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° работоспособности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈ Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности учащихся, относится ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π³ΠΈΠ³ΠΈΠ΅Π½Ρ‹, Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ [13].

Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ-Ρ‚ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ утомлСния Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ, ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, с Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ систСматичСского общСствСнного обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ [14].

Π‘ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ 19 Π²Π΅ΠΊΠ° начинаСтся систСматичСскоС Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ фактичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ наблюдСний, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ поставлСнных ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… исслСдований, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, постСпСнно формируСтся Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ дисциплину школьная Π³ΠΈΠ³ΠΈΠ΅Π½Π°, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ становится ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ закономСрностСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΠΊΠ° прСимущСствСнно школьного возраста, раскрытиС ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ использования выявлСнных закономСрностСй для Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния учащихся ΠΈ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Ρ‹ ΠΈΡ… Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ [16] .

Π’ 1882 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π’. Π“. НСстСров ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ состояниС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ воспитанников муТской Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ 32% учащихся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… расстройств, Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… прогрСссивно нарастаСт ΠΎΡ‚ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌ классам. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… классах Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Π΅ расстройства Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π² 3−9 Ρ€Π°Π· Ρ‡Π°Ρ‰Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ явлСниС Π±Ρ‹Π»ΠΎ поставлСно Π² ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ связь с Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ обрСмСния учащихся ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ [15].

Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ-Ρ‚ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ утомлСния Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ, ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, с Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ систСматичСского общСствСнного обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ [17].

И. А. Бикорский выявил, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… занятий Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅, вслСдствиС сниТСния способности различСния Π±ΡƒΠΊΠ², сходных ΠΏΠΎ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Π½ΠΈΡŽ, учащиСся Π΄Π΅Π»Π°Π»ΠΈ ошибки Π² Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°Ρ… Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ Π½Π° 33% большС, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ занятий. Π­Ρ‚ΠΈ описки ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠΈ Π½Π΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» правописания [16].

Π€. К. ВСлятник, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ дозирования Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, прослСдил ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ качСствСнных ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ работоспособности учащихся ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΡΡ‚Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ.

Дозированная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°: Π°) подсчСт Π±ΡƒΠΊΠ² Π² ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ тСкстС, Π±) Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ арифмСтичСских ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ², Π²) Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ слов ΠΈ Ρ‡ΠΈΡΠ΅Π» с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈΡ… Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π³) ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ слов ΠΈ Ρ‡ΠΈΡΠ΅Π», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ тСкста ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ². Π—Π° ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΠ½ — 100% ΠΏΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ· Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ — ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΎΡΡŒ число Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, приходящихся Π½Π° Π²Π΅ΡΡŒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ². Π‘ ΡΡ‚ΠΈΠΌ эталоном соотносился объСм ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ. Допустим, 24 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ 4 Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ число ΠΈΡ… Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ 96, Ρ‡Ρ‚ΠΎ принимаСтся Π·Π° 100%. Если ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΎ 76 Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚ΠΎ составляСт 79%.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π€. К. ВСлятник ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π» ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», состояниС психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ задания позволяли Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ качСствСнных ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ работоспособности ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°. ΠžΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° (9 часов ΡƒΡ‚Ρ€Π°) ΠΊ ΠΏΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ (3 часа) Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π±Ρ‹Π»Π° Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° одинаковая Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ ΠΈΡ… ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π° 7, 13, 24%.

ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ физиология, возрастныС физиология ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Ρ„ология, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ СстСствСннонаучной основой Π³ΠΈΠ³ΠΈΠ΅Π½Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ присущСго ΠΈΠΌ Π² Ρ‚ΠΎ врСмя развития Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ гигиСнистов ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² тСорСтичСскими полоТСниями, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ стало Π±Ρ‹ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ обобщСния фактичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° [14].

Π‘ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ΠΌ И. П. ΠŸΠ°Π²Π»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условного рСфлСкса становится ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основной Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы являСтся ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… связСй, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… приспособлСниС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ условиям внСшнСй срСды. ЗакономСрности Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, вскрытыС Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ исходными полоТСниями, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… становится Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ тСорСтичСскоС обоснованиС нСобходимости ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ чСрСдования Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ учСния ΠΎ ΡΡ‚Π΅Ρ€Π΅ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΈΠΈ, ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условных рСфлСксах, рСфлСксах Π½Π° Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΡƒ, ΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚мичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, которая «ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠ° ΠΈ Π²Ρ‹Π³ΠΎΠ΄Π½Π°» ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡƒ, находят своС объяснСниС гигиСничСскиС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ учащимися Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π° Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ часы.

ЀизиологичСскоС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π°ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΡ€Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ наряду со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ исслСдованиями состояния Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… занятий, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π° школьника позволяСт ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ чСрСдования Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ для сохранСния работоспособности Π½Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ высоком ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ.

БостояниС ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ» работоспособности ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, силы, выносливости ΠΊ ΡΡ‚атичСским ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΊΠ°ΠΌ, ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄. явились основаниями для нормирования Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² внСшнСй срСды, ΠΊΠ°ΠΊ уровня СстСствСнной ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ освСщСнности ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, внСшнСго оформлСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ½ΠΈΠ³ ΠΈ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½Ρ‹Ρ… пособий, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ Π²Π΅ΡΠ° автоматичСских Ρ€ΡƒΡ‡Π΅ΠΊ для учащихся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, оборудования классных ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚ ΠΈ ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚ΠΎΠ² чСрчСния, ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΡƒΡΡ‚ройства школ ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»-ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΎΠ², Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎ-Ρ‚Π΅ΠΏΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ° гимнастичСских Π·Π°Π»ΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚, окраски ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Π±Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… слСсарных мастСрских [17]. Бостояния Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ учащихся Π·Π° Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ число Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² 4−5 Ρ€Π°Π· ΠΈ ΠΊ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Ρƒ 70% учащихся Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ хроничСскиС заболСвания. ΠΠ±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ 10−12% школьников. Π£ΠΆΠ΅ Ρƒ 70% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ класс, ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ отклонСния Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ — ΠΎΡ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… расстройств Π΄ΠΎ Ρ…роничСских Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠΉ [7].

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ Π΄Π΅-Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния:

  • — Ρ„орсированноС ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‚ΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Π°ΠΌ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΡŽ хроничСских Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠΉ;
  • — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ расписания, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ для Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΡ… занятий, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ отраТаСтся Π½Π° ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ образования ΠΈ Π½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ школьников;
  • — Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ, особСнно ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ Π½Π΅ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° обСспСчСния Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈ-Π½ΠΎΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π²Π½Π΅Π΄Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, Π΅Π³ΠΎ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅, способах Π΅Π³ΠΎ формирования ΠΈ ΡΠΎΡ…ранСния [16].

Π­Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависит ΠΎΡ‚ ΡΠΎ-стояния Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ. Π—Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ творчСски Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹, Ρ€Π°-ботоспособны, Π½ΠΎ, ΠΊ ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, статистика сСгодняшнСго дня Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ ΠΊΠ°Ρ‚астрофичСском сниТСнии уровня Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ. Волько 15% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ сСгодня Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ практичСски Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ [8].

ΠžΠ±ΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ противорСчия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ физичСским ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π΄ΠΎ-Ρ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния ΠΈ ΠΎΡ‚сутствиСм условий, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для формирования этих ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях. Ослабла Ρ„ΠΈΠ·ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-спортивная Π±Π°Π·Π°, Π»ΠΈΠΊΠ²ΠΈΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π° систСма Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π±Π°Π· ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°, ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠΈΠ»Π°ΡΡŒ организация школьного питания, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·-ΠΊΠ° Π½Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ мноТСства Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… курсов ΠΈ Π΄ΠΈΡ-Ρ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½ Π² ΡƒΡ‰Π΅Ρ€Π± ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ основам Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡŽ школьников. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒ-Ρ‚Π°Ρ‚ — физиологичСская ΡƒΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎ-ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΊΠΈ [9].

Низкий ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π½Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°, нСсбалансированноС ΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ [9].

Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ систС-ΠΌΡ‹ обучСния ΠΈ Ρ€ΠΎΡΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСских Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π΅Ρ‰Π΅ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воздСйствиС Π½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ школьников.

ЀизичСскиС упраТнСния, двиТСния, ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡-Π½ΠΎ Π²ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π² Π±Ρ‹Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π° ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ сСмьи. ΠœΡ‹-ΡˆΠ΅Ρ‡Π½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° влияСт Π½Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ·Π³, способствуСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ умствСнных способностСй.

РСгулярныС занятия физичСскими упраТнСниями укрСпляСт сСрдцС, ΡƒΠ»ΡƒΡ‡-ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ Π΄Ρ‹Ρ…Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы [18].

Π”Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° являСтся ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈ-Ρ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ развития ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… сфСр ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 7-Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚-ся ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ·Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов, Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… взрослым, Π½ΠΎ ΡΡ‚ΠΈ элС-ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Ρƒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π°ΡŽΡ‚ ΠΊ 8−10-Ρ‚ΠΈ Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ [18].

Π—Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ взаимосвязаны ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹: Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΊΡ€Π΅ΠΏΡ‡Π΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅, Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ конСчная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅-ния ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΉ смысл ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° способСн Ρ‡ΡƒΡ‚ΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎ-вьС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΠ·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅. И ΡΡ‚ΠΎ врСмя нСльзя ΡƒΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ для закрСплСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ уровня Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ формируСтся ΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ складываСтся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π΄ΠΎΠΊΠ°-Π·Π°Π½ΠΎ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ школьников ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, осо-Π±Π΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΡƒΠΌΠ°. ЕстСствСнно, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎ-Π΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ осмыслСнного ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ пСдагогичСской систСмы, изучСния влияния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π½Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ЦСлСсообразно Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… аспСктов: — созданиС ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… санитарно-гигиСничСских условий Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅; - ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности (Ρ„ΠΈΠ·ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΏΠ°ΡƒΠ·Ρ‹, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅ динамичСских ΠΏΠΎΠ·); - ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ зрСния (ΠΎΡ„Ρ‚Π°Π»ΡŒΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½Π°ΠΆ), гимнастика для Π³Π»Π°Π·; - ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ плоскостопия. Для соблюдСния гигиСничСских Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±-Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ рСгулярно ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ… ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΈ [17].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ