Интеграционные процессы в управлении
Физические барьеры — помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми. Эффективное осуществление процесса обмена информацией затрудняют многочисленные… Читать ещё >
Интеграционные процессы в управлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Коммуникационные барьеры в управлении и способы их преодоления
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми. Эффективное осуществление процесса обмена информацией затрудняют многочисленные коммуникационные барьеры, которые могут стать причиной конфликта.
Коммуникативными барьерами называют препятствия и помехи, нарушающие процесс передачи информации и снижающие его эффективность.
Существует несколько классификаций коммуникационных барьеров: преграды, обусловленные восприятием; семантические барьеры;
невербальные символы; плохая обратная связь; неумение слушать:
- — личностные барьеры — психологическая несовместимость индивидов из-за различий темперамента, характера, уровня образования, интересов, а также пола, возраста, профессионального и жизненного опыта; неумение слушать собеседника и/или оппонировать ему; негативное психическое состояние обоих или одного из собеседников.
- — организационные барьеры — ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм или либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства).
- — культурные барьеры — формирующиеся исторически и связанные с национальной самобытностью, традициями и нормами поведения в отдельных странах и регионах;
их незнание или игнорирование (например, специфика организации быта, брака и семьи, религиозного культа, гостевой этикета) может осложнить коммуникацию, а в некоторых случаях и привести к разрыву деловых отношений.
- — физические барьеры — помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации).
- — языковые барьеры — помехи лексико-грамматического характера (недостаточный словарный запас, неадекватность стиля речи, сокращения и аббревиатуры, речевые ошибки).
- — семантические барьеры — нарушения коммуникаций, вызванные непониманием или недопониманием смысла информации вследствие использования профессиональных терминов, фразеологизмов, жаргонизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок.
- — временные барьеры — искажения информации, возникающие из-за дефицита времени или кажущейся отправителю простоты вопроса, что приводит к ее частичному (фрагментарному) восприятию.
К разновидностям коммуникативных барьеров можно отнести информационные перегрузки персонала, а также сокрытие информации должностными лицами и нежелание информировать подчиненных Возникающий межличностный конфликт требует безболезненного разрешения для продолжения начатой деятельности.
Способы преодоления барьеров в межличностных коммуникациях:
- — прояснение идей перед началом их передачи;
- — повышение восприимчивости к потенциальным семантическим проблемам;
- — тщательный выбор собственных жестов и интонаций;
- — обеспечение внимательности и открытости к чувствам людей;
- — установление обратной связи.
Способы совершенствования организационных коммуникаций:
- 1. Регулирование информационных потоков — руководители всех уровней должны представлять информационные потребности (собственные, своих начальников, коллег, подчиненных).
- 2. Специальные действия менеджера по налаживанию эффективного информационного обмена (организация коротких разовых встреч с подчиненными, организация периодических встреч, совещаний).
- 3. Налаживание систем обратной связи (организация встреч работников из разных подразделений, личные посещения менеджером подчиненных на рабочих местах, опрос работников).
- 4. Системы сбора предложений (ящики предложений, телефонная сеть, кружки качества, рабочие группы с участием менеджеров).
- 5. Публикация информационных бюллетеней (видеозаписи).
- 6. Внедрение современных информационных технологий (персональные компьютеры, сети, электронная почта).
Самое главное правило успеха при преодолении коммуникативных барьеров — не забывать об общечеловеческих моральных и поведенческих ценностях.