Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

1.2 Анализ рекламной деятельности ООО «Навигатор»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что реклама в РБ закрепилась полностью и окончательно. Уже существует и дополнительно создается значительное количество рекламных агентств, дизайн-студий, выставочных компаний, полиграфических предприятий, которые вынуждены вести конкурентную борьбу за получение заказов. И это радует, поскольку конкуренция производителей — это жизнь и прогресс, а монополия — застой и смерть… Читать ещё >

1.2 Анализ рекламной деятельности ООО «Навигатор» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.2.1 Реклама в Беларуси

Реклама, как известно, двигатель торговли. Реклама, как наука, в нашей стране только начала более или менее развиваться. В этой сфере работает ещё очень мало профессионалов. И ещё меньше тех, кто увлечён этой работой.

Реклама в Беларуси начиналась, когда в стране была лишь «Белторгреклама». Через нее централизованно шли все заказы от госпредприятий в госиздания. Собственно, рекламы не было. И она вообще не была нужна. Ведь существовала плановая экономика с перераспределением всех ресурсов.

В середине 1990;х можно было говорить хотя и не о значительных, но все же успехах и достижениях в рекламе. Но сейчас можно сказать, что маркетинговый и рекламный бизнес в Беларуси развивается медленными темпами.

Если бы не интернациональный опыт, не было бы и нормальной рекламы белорусских производителей.

В большинстве стран отношение заказов на рекламу со стороны локального бизнеса и интернационального составляет примерно 50 на 50 процентов. А у нас, в лучшем случае, 20 на 80.

Отечественные производители недооценивают эффект рекламы в продвижении продукта на рынок.

Проблема заключается в существовании жесткого государственного регулирования. В условиях жесткого регулирования производители никак не могут влиять на цены. Это мешает развиваться самим продуктам и означает, что в элитной категории на рынке появится какой-нибудь прибалтийский продукт или российский. И займет эту нишу [38].

Государственное предприятие не может себе позволить выделить мало-мальски нормальные бюджеты на производство рекламы. И если 10 лет назад были очень хорошие идеи, которые плохо отражались в «продакшн», потому что производство было дорогим удовольствием, то теперь белорусские предприятия редко могут позволить себе даже достойную идею — по нынешним временам это стоит недешево.

Разработать брэнд вместе с графическим дизайном, придумать название продукта, выразить уникальное торговое предложение в рекламном послании обойдется примерно в 10 тысяч долларов. Для сравнения: в России— до 150 тысяч долларов, на Украине — несколько десятков тысяч долларов. Это процесс, над которым работают до пяти человек на протяжении полугода. Интеллектуальные кадры стоят дорого. Копирайтингу в Беларуси не учат нигде. В подготовку креаторов агентства вкладывают большие денежные ресурсы, силы и время, уже не говоря о том, что многие эти кадры потом «вымываются» на Украину и в Россию, где сразу получают зарплату раз в пять больше, чем в Беларуси. Существует очень большая востребованность рынка, но, к сожалению, в Беларуси нет ресурса таких людей здесь удержать [38].

При анализе рынка рекламных услуг в Беларуси следует отметить, что есть первая семерка агентств, как правило, сетевых, которые обслуживают крупных интернациональных клиентов. Они владеют технологиями, у них больше обороты, чем у остальных агентств, по определению они составляют элиту. Креативные бутики — вторая категория элитных агентств. Работая и для локальных, и для интернациональных клиентов, они живут тем, что продают идеи. Существует также много небольших агентств, которые специализируются по направлениям. Например, в области BTL — непрямой рекламы (семплинги, акции, презентации), либо в области PR.

Сформировался и отряд «фрилэнсеров», которые могут в частном порядке для небольших компаний разрабатывать фирменные стили, делать медиа-размещения. Выстроена серьезная пирамида и по специализации: есть уже медиа-селлеры — агентства, которые при различных каналах продают эфирное время, есть медиабайерские агентства — те, которые перераспределяют время, разрабатывают медиа-планирование, медиа-стратегию для конечного потребителя. Есть пиар-агентства, и фуллсервисные, которые делают и брэндинг, и медиа-размещение.

На сегодняшний день белорусской рекламы практически нет. Для того чтобы она появилась необходимо развивать бизнес. Что такое реклама? Кому она нужна? Бизнесменам, чтобы они продвигали свой продукт. Если нет бизнесменов, то нет и продукции. А если что-то вдруг появилось, то никто этот продукт не хочет рекламировать. Какая может быть реклама? Есть рекламные агентства, но они все занимаются только одним — ведут западные компании, представляют западные рекламные агентства. Только таким образом они могут выживать. Практически никто не рекламирует белорусскую продукцию, потому что у белорусских производителей нет денег [38].

Будет в стране стабильное положение, начнет и искусство процветать, и телевидение «поправится», и музеи, и театры. Все стоит денег. Хороший уровень ролика стоит больших денег. Если денег нет, это будет плохой ролик. Появятся деньги — придут профессионалы, и идеи сразу выплывут.

На рекламном рынке Беларуси около 70% рекламы является неэффективной.

Наш рекламный бизнес нуждается в совершенствовании. Оно может быть связано с большим объемом денег. Например, в 2005 году затраты на телевизионную рекламу в Беларуси на душу населения в год составили 3 доллара. В России — 16 долларов, в Польше — 32, в Турции — 80. По этому показателю мы ближе всего к Грузии — 2 доллара, Азербайджану — 1,8, Молдове — 1,1. Процент рекламы среди внутреннего валового продукта по паритету покупательской способности составил у нас 0,03%, в России — 0,15%, в Грузии — 0,07, в Молдове и Азербайджане — 0,06%. Мы очень сильно отстаем, хотя с 2000 по 2006 год объем телевизионной рекламы вырос в 3,5 раза. Этот рост объясняется тем, что белорусская реклама поздно стартовала. Только в 1998 году на нашем телевидении блоки российской рекламы стали заменяться белорусской.

Затраты на телевизионную рекламу по странам на душу населения, в год.

Рисунок 1.2 Затраты на телевизионную рекламу по странам на душу населения, в год.

В Беларуси насчитывается около 400 рекламных агентств. Емкость рынка варьируется от $ 20 млн. до $ 50 млн. Сегодня в целом этот сегмент рынка развит недостаточно, на что есть объективные причины. Главная из них — нехватка бюджета для создания рекламного шедевра.

Группа «Эффективные деловые технологии» проводила маркетинговое исследование «Оракул». Его цель — получить исчерпывающую информацию о состоянии рекламного рынка в Республике Беларусь. Необходимость в такого рода сведениях испытывают рекламодатели, которые стремятся выявить уровень своего конкурентного окружения, выстроить маркетинговую стратегию. Нужна она и рекламным агентствам для расширения круга своих клиентов.

Основная часть исследования — это мониторинг белорусских изданий. По сути своей — это «перепись населения» рекламных площадей газет. В информационную базу скрупулезно заносятся сведения о том, что, где, кем и с каким размахом рекламировалось. Какое агентство потрудилось над размещением рекламы. Только за последний квартал 2006 г. года зарегистрирован выход 55 769 оригинал-макетов — это 113 217 предложений 8007 рекламодателей, которые разместились на 2 640 000 см площади общей стоимостью в 4 500 000 USD [38].

На основании этих данных уже можно делать выводы. Как показывают результаты исследования, специализация в рекламной тематике у большинства изданий размыта. Наблюдается всеядность: во многих газетах рекламируется все подряд — и чем больше, тем лучше. Вопрос — для кого?

Потребителю разобраться в таком информационном потоке достаточно сложно. Он едва ли перебирает и десяток изданий, в то время как информация о том, что ему нужно, может быть разбросана в течение месяца в 820 газетах, оставаясь там не востребованной. А конкуренты не дремлют, доверяясь судьбе и рекламным агентствам с газетами.

Вот и приходится рекламодателю в сложной экономической ситуации разбрасывать свои рекламные сообщения во все стороны — «вдруг кто заметит».

В республике нет четко функционирующей информационной инфраструктуры, позволяющей облегчить путь к потребителю. Кроме того, заказчик рекламы, как правило, не представляет, что ему нужно, и требования к рекламному продукту размыты. Организации не знают, в каком направлении им двигаться.

Потребитель в наше время есть практически у каждого товара или услуги (его не может не быть). Однако найти и достучаться до него можно, затратив гораздо меньше средств. Сегодня выгоднее действовать избирательно.

Следует отметить, что реклама в РБ закрепилась полностью и окончательно. Уже существует и дополнительно создается значительное количество рекламных агентств, дизайн-студий, выставочных компаний, полиграфических предприятий, которые вынуждены вести конкурентную борьбу за получение заказов. И это радует, поскольку конкуренция производителей — это жизнь и прогресс, а монополия — застой и смерть. Стремление выжить вынуждает рекламистов постоянно заниматься поисками, преобразованиями, маркетинговыми исследованиями, что ведет к интересным находкам и успеху.

Структура рекламодателей в Республике Беларусь по ежемесячным затратам на рекламу в % выглядит так:

  • 80% - до 1000 USD;
  • 17% - от 1000 до 10 000 USD;
  • 3% - свыше 10 000 USD [8].

Сегодня на страницах периодических изданий, в телевизионном и радиоэфире РБ иногда появляются добротно сработанные рекламные обращения, но, к сожалению, чаще люди сталкиваются с низкопробной рекламой: перегруженные излишними подробностями безадресные тексты, эстетически несовершенные изображения, раздражающая частота появления одного и того же ролика.

Очень убедительно излагает свою точку зрения президент Белорусской рекламной ассоциации Б. С. Разумовский. Он считает, что при наличии множества рекламных служб настоящих специалистов рекламного дела в Беларуси катастрофически мало. В результате создалась диспропорция: есть мощный рекламный бизнес, но нет соответствующей ему высокопрофессиональной рекламы.

В становлении белорусского рынка рекламных услуг есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным можно отнести:

  • а) наличие у рекламодателя права и возможности выбора среди многих рекламных агентств той организации, которая выполнит заказ на высоком качественном уровне по умеренной цене и при обоюдном согласии может стать для фирмы-производителя долговременным партнером;
  • б) закупка, анализ и использование в работе крупными и средними рекламными агентствами целевой информации, получаемой специализированными фирмами и центрами в результате маркетинговых исследований рынка;
  • в) создание профессиональных объединений и ассоциаций, которые помогают вырабатывать единые нормативы о политику, решают вопросы подготовки кадров, следят за повышением профессионального уровня современной рекламы, регулируют взаимоотношения со средствами массовой информации (СМИ) и т. д.

Основными отрицательными сторонами белорусской рекламы являются:

  • а) погоня за крупным заказчиком и максимальной прибылью не оправдывает обещаний некоторых рекламных агентств оказать полный цикл услуг, когда на деле они не располагают возможностями для этого;
  • б) отсутствие у многих рекламных агентств маркетинговых программ и игнорирование агентствами клиентов малого и среднего бизнеса;
  • в) недостаточный уровень квалификации большинства рекламных агентств, предлагающих потенциальным клиентам услуги рекламного агентства, отсутствие национального кодекса рекламной практики, который позволяет установить общие для всех морально-этические нормы рекламы и организовать общественный контроль за их соблюдением;
  • г) нецивилизованные методы конкурентной борьбы между рекламными агентствами и СМИ (идет жестокая борьба за газетно-журнальные площади);
  • д) отсутствие бизнес-школ и отечественных методик, обеспечивающих высококачественное обучение рекламному делу;
  • е) хронический недостаток рекламных идей, отсутствие банков лучших реклам, сценариев, клипов и т. д., а также рынка маркетинговых обзоров и прогнозов, необходимых для более оптимального планирования рекламных кампаний.

По мнению президента издательского предприятия «Хелмон» А. А. Прилипко, проблема отсутствия качественной рекламы в Беларуси не в рекламистах, а в характере складывающегося рынка. Продажа в основном импортных качественных товаров не требует изысканности подачи рекламных обращений.

Что же касается добротной телерекламы, сделанной в Германии, США, Франции и т. д., то хотя она и стимулирует покупательский спрос состоятельной части населения, но основное количество граждан обнищало до такой степени, что не в состоянии покупать стиморол со сверхустойчивым вкусом, мыло «Лореаль» и т. д.

Специфика белорусской печатной рекламы во многом предопределена особенностями ситуации, сложившейся в последнее время в РБ. Основные виды прессы резко отличаются друг от друга с точки зрения размещения рекламы.

Так, рекламу в газетах надо заказывать за 1−2 недели до выпуска, а в журналах — минимум за 1,5 месяца. Практически во всех газетах печать черно-белая, а в журналах, как правило, цветная, что иногда предопределяет успех, но главное различие в том, что газетный сектор пока развивается, а положение журналов весьма сложное — из-за высокой стоимости цветной печати.

Рекламно-информационные издания Беларуси насчитывают несколько десятков, практически все они выходят еженедельно: «Из рук в руки», «Белорусская рекламно-информационная газета», «Ва-Банкъ» и другие.

Большинство массовых газет республики носит статус государственных или полугосударственных, а это значит, что их рекламные отделы материально почти не заинтересованы в обслуживании клиентов.

Специализированные газеты — обычно частные и отличаются своей индивидуальностью. Дорогая, но зато престижная реклама в газете «Белорусский рынок», «Национальная экономическая газета», «Белорусская деловая газета», хорошо зарекомендовали себя в рекламном деле «Автобизнес», «Компьютерные вести», «Пресс-Болл» и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой