Учет материальных запасов на складах
К непроизводительным потерям относятся и потери от простоев. Простои возникают по внешним и внутренним причинам. Внутренними причинами простоев являются организационно-технические неполадки в работе предприятия: недоброкачественный ремонт оборудования, несвоевременная подача материалов на рабочие места, недостатки в техническом руководстве и т. д. Простои по внешним, не зависящим от предприятия… Читать ещё >
Учет материальных запасов на складах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.
Унифицированные первичные учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РК от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Приходный ордер (форма № М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Письмом Минфина от 29.10.2002 № 16−00−14/414 разъясняется порядок оформления поступающих материалов.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т. д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.
Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.
Требование — накладная (форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.
Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8).
Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.).
Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Жизненный цикл производственных запасов на предприятии состоит из трех этапов: поступление — выдача в производство — возврат из него.
В этой связи в учете производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:
- — учет поступления
- — учет отпуска в производство и возврата из него
3.Учет брака продукции и потерь от простоев Производственные потери представляют собой непроизводительные затраты материальных и трудовых ресурсов. К ним относятся потери от брака и простоев. Борьба за снижение и устранение производственных потерь — важнейший путь снижения себестоимости и повышения рентабельности продукции. учет износ запас потеря Браком, напомним, считается такая продукция (полуфабрикаты), которая из-за несоответствия стандартам, техническим условиям или договорам не может быть использована по прямому назначению либо требует дополнительных затрат на исправление.
В зависимости от характера дефектов различают исправимый и неисправимый (окончательный) брак, от места его обнаружения — внутренний и внешний. Внутренний брак подразделяется на производственный (внутрицеховой) и внепроизводственный (складской). Такая классификация важна, чтобы правильно организовать оперативный и бухгалтерский учет брака в производстве.
Контроль за соответствием качества полуфабрикатов и готовой продукции требованиям стандартов и технических условий осуществляют технический отдел и лаборатории предприятия, которые ведут оперативный учет брака. В подавляющем большинстве случаев брак исправляется путем устранения дефектов или использования нестандартной продукции при производстве новых изделий.
Выявленный брак оформляют актом о браке с указанием в нем даты составления и номера акта, объема забракованных полуфабрикатов или готовых изделий, вида брака, его причин и виновников возникновения.
Акт составляется работником технического контроля или лаборатории, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем производственного предприятия, который принимает решение о порядке списания потерь — за счет виновных лиц или за счет организации.
В бухгалтерии производят оценку, калькуляцию брака, определяют сумму его возмещения и потери. Для этих целей предназначен активный, калькуляционный счет 28 «Брак в производстве» .
На оценку брака и порядок отражения его в бухгалтерском учете влияет место обнаружения и степень готовности забракованной продукции.
Затраты по производственному браку, выявленному в цехах до сдачи готовых изделий на склад, определяются по статьям расходов, относимых на цеховую себестоимость (включая общепроизводственные расходы). Списание этих расходов в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 28 «Брак в производстве» и кредиту счета 20 «Основное производство» .
Затраты на внутренний исправимый брак слагаются из стоимости материалов и заработной платы, израсходованных на исправление забракованной продукции, отчислений на социальные нужды, а также соответствующей доли расходов по эксплуатации оборудования и общепроизводственных расходов. При этом дебетуется счет 28 «Брак в производстве» и кредитуются счета:
- 10 «Материалы» — на стоимость материалов, израсходованных на исправление брака;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму заработной платы на исправление брака;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на
сумму отчислений на социальные нужды;
- 25, субсчет 1 «Эксплуатация производственных машин и оборудования» — на соответствующую долю расходов по содержанию и эксплуатации производственных машин и оборудования;
- 25, субсчет 2 «Общепроизводственные расходы» — на соответствующую долю общепроизводственных расходов.
Себестоимость внешнего окончательного брака слагается из производственной себестоимости забракованных изделий и расходов по их замене и транспортировке.
Внутренний брак, выявленный на складе готовой продукции до отправки покупателям, отражается по дебету счета 28 «Брак в производстве» с кредита счета 43 «Готовая продукция» по фактической общезаводской себестоимости. Такую же запись производят при возвращении покупателями бракованных изделий. Одновременно стоимость реализованной бракованной продукции сторнируется (если не производится обмен на новые изделия).
Потери от брака списывают с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет различных счетов, в зависимости от причин брака и порядка возмещения потерь:
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — если брак произошел по вине рабочих;
- 76, субсчет «Расчеты по претензиям» — на стоимость забракованных изделий по вине поставщиков недоброкачественных сырья и материалов;
- 10 «Материалы» — на стоимость забракованных изделий по цене возможного использования;
- 91 «Прочие доходы и расходы» — на стоимость окончательных потерь от брака.
Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе по видам забракованной продукции и статьям расходов.
К непроизводительным потерям относятся и потери от простоев. Простои возникают по внешним и внутренним причинам. Внутренними причинами простоев являются организационно-технические неполадки в работе предприятия: недоброкачественный ремонт оборудования, несвоевременная подача материалов на рабочие места, недостатки в техническом руководстве и т. д. Простои по внешним, не зависящим от предприятия причинам возникают в результате несвоевременных поставок сырья и материалов поставщиками, задержек подачи электроэнергии, стихийных бедствий и т. д.
Простои оформляют актом или простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, заработную плату за простой рабочим и другие сведения.
Потери от простоев по внутренним причинам состоят из заработной платы производственных рабочих за время простоя, отчислений на социальные нужды, стоимости сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченные за время простоя.
В состав потерь от простоев по внешним причинам, помимо указанных затрат, включают соответствующую долю общепроизводственных расходов.
Потери от простоев относят на виновных либо списывают на убытки (например, если они вызваны стихийными бедствиями).