Эволюция концепций обеспечения качества
В 1970;е гг. совершенствуется контроль качества. Кроме того, из-за быстрого экономического роста начинают проявляться определенные несоответствия в экономике страны. В эти годы разразился нефтяной кризис. База для решения таких проблем, как управление фирмой в условиях сокращения производства, совершенствование структуры управления и т. д., уже была подготовлена в результате достаточно длительной… Читать ещё >
Эволюция концепций обеспечения качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основа конкурентоспособности — качество продукции. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки поставки, сервис и др.) качество на 70% определяет решение о выборе продукции.
О качестве стали задумываться на предприятиях еще в 19 веке. В это время новые предприятия начали широко использовать принцип разделения труда. Но проявила себя его обратная сторона. Для выполнения производственных операций привлекались рабочие без квалификации, которые могли не понимать смысла всего производства. Их неточности при выполнении производственных операций ставили под вопрос качество изделия в целом. Разделение труда привело к необходимости появления не только менеджмента качества, но и менеджмента в целом.
в 20 в. одновременно росли и масштабы производства, и сложность производимых изделий. Выделился в отдельную функцию контроль качества на производстве. Ко второй половине 20 в. стало очевидно, что обеспечивать высокое качество невозможно усилиями одной этой функции управления.
Таким образом, требовался комплексный подход к управлению качеством в целом. Так последовательно возникали концепции:
- — SQC (statistical quality control) — статистический контроль качества;
- — QA (quality assurance) — обеспечение качества;
- — TQA (total quality control) — всеобщего управления качеством;
- -ZD (zero defects) — ноль дефектов;
- -TQM (total quality management) — всеобщий менеджмент качества.
Управление качеством формировалось постепенно и лишь в 1950;е гг. стало заметно в науке и практике менеджмента. За последние 100 лет управление качеством прошло три основные стадии развития:
- — От контроля качества к управлению качеством (1920;е — 1950;е гг.)
- — От управления качеством к менеджменту качества (1950;е — 1980;е гг.)
- — От менеджмента качества к качеству менеджмента (деловому совершенству) (1980;е — н.в.)
Первой стадией развития индустриального менеджмента качества явилась система Ф. У. Тейлора (1905 г.), положившая начало управлению качеством отдельных деталей и позволившая разделить продукцию на качественную и дефектную (брак).
В 1924 г. были заложены основы статистических методов управления качеством, прежде всего за счет разработки контрольных карт (В. Шухарт), а также ключевых понятий и таблиц выборочного контроля качества (Х. Додж и Х. Роминг). Их использование позволило проводить цеховой контроль качества продукции и осуществлять управление качеством процессов на основе анализа фактических данных.
В 1947 г. в соответствии с планом Маршалла в Японию была направлена группа специалистов для оказания помощи в развитии ее экономики. В эту группу входил также Эдвард У. Деминг (1900 — 1993 гг.) — американский ученый, занимавшийся статистическими методами контроля качества в компании Western Electric вместе с Вальтером А. Шухартом (1891 — 1967 гг.).
Вклад Деминга очень велик. Он ускорил революцию в области качества и, безусловно, изменил мировую практику менеджмента. Творчески развив и обоготив идеи Шухарта, Деминг впервые разработал программу менеджмента качества, в которую вошли следующие разделы:
- — «14 принципов»;
- — «7 смертельных болезней»;
- — «Трудности и фальстарты»;
- — «Цепная реакция «по Демингу;
- — «Цикл Деминга».
Раздел «14 принципов» представляет собой основу философии качества по Э. Демингу. Эти принципы разрабатывались в течение 20 лет и были окончательно сформулированы в 1980 г. Сегодня они широко известны всем, кто так или иначе связан с вопросами управления качеством.
Д-р Дж. Джуран, как и Э. Деминг, после Второй мировой войны работал в Японии и содействовал восстановлению японской промышленности. Он одним из первых стал говорить о необходимости широкого подхода к обеспечению качества, назвав такой подход Company-Wide-Quality-Control — широкий по всей компании контроль качества. Так же, как и Деминг, Джуран считал, что 85% недостатков в работе компаний определяются самой системой, и говорил о необходимости постоянного совершенствования. Но если Деминга мы знаем сегодня как основоположника цикла «планируй-делай-проверяй-действуй», то Джурану принадлежит несколько иная формула — так называемая триада Джурана: планируй, контролируй, улучшай.
В 1970;е гг. совершенствуется контроль качества. Кроме того, из-за быстрого экономического роста начинают проявляться определенные несоответствия в экономике страны. В эти годы разразился нефтяной кризис. База для решения таких проблем, как управление фирмой в условиях сокращения производства, совершенствование структуры управления и т. д., уже была подготовлена в результате достаточно длительной работы по внедрению контроля качества в фирмах.
В 80-е гг. были разработаны принципы тотального менеджмента качества (TQM), направленные на достижение современного успеха путем удовлетворения существующих и предполагаемых требований потребителя и получение устойчивой выгоды для всех членов организации и общества В начале 90-х гг. сформировались принципы универсального менеджмента качества (UQM), позволяющие одинаково успешно применять концепцию TQM не только промышленными предприятиями, но и организациями обслуживания.
В 1987 году была разработана серия стандартов ISO 9000, в основу которых положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в своюо чередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции (MILJQ9858), принятых в конце 1950;х годов Министерством обороны США. Эти стандарты были одобрены Британским институтом стандартов (British Standards Institution — BSI). Они получили обозначение BSI 5750 и были приняты в 1979 году для Великобритании.