Теоретические основы системы управления торговым предприятием
Стратегия. Строго говоря, это план распределения ресурсов и достижение успеха в конкуренции. Организация как динамическая система предполагает иметь такую систему менеджмента (механизм управления, структура организации, процесс управления), которая формирует обновленные умения и навыки. Это аналогично понятиям «новые способности», «особая компетенция» или «доказанное преимущество конкуренции… Читать ещё >
Теоретические основы системы управления торговым предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация (торговое предприятие) как объект управления
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.
Организация — (франц. organisation от лат. organizo — придаю стройный вид):
- 1) строение, устройство системы;
- 2) составляющая процесса управления, суть которой — координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей;
- 3) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например, предприятие, компания, школа, институт, банк, правительственное учреждение;
- 4) совокупность лиц, выступающих в качестве единого субъекта деятельности определенного вида, выполняющих определенную общую функцию, обладающих вытекающими из этого правами и несущих ответственность. [1]
В данной работе для анализа будет использована деятельность предприятия розничной торговли. Для полного представления рассмотрим понятие и основные функции предприятий торговли.
Розничные торговые предприятия — это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).
Задачами розничного торгового предприятия являются:
- — изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;
- — определение ассортиментной политики;
- — формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
- — обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
Функции предприятий розничной торговли можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций можно выделить следующие:
- — предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т. д.);
- — обеспечение оптовикам сбыта их товара;
- — осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
- — осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
- — принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
- — маркировка товара;
- — транспортировка товара;
- — финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям — частным лицам и домохозяйствам:
- — демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;
- — разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;
- — формирование товарного ассортимента;
- — складирование, хранение, упаковку товара;
- — доставку крупногабаритных товаров;
- — кредитование (продажу в кредит);
- — создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.
Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды товаров.
К основным особенностям торгового предприятия как объекта управления можно отнести следующие:
- 1) экономическая структура, в которой основными элементами выступают ресурсы и технологии;
- 2) характер и содержание труда в торговле;
- 3) торговые предприятия в большей степени формируют малый бизнес;
- 4) торговый бизнес находится в условиях неопределенности, что связано с рисками;
- 5) торговые предприятия входят в группу предприятий, которые не имеют нужного инновационного потенциала. [2]
Целесообразно рассматривать три основные модели торгового предприятия как объекта управления:
1) взаимодействие внешней и внутренней среды: с позиций системного подхода организацию, возможно рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешним окружением прямого и косвенного воздействия (рис. 1).
Таблица 1. Матрица функционального управления для предприятий торговли.
Функции управления. | Экономическая структура фирмы. | |||||
Основные фонды. | Оборотные средства. | Трудовые ресурсы. | Финансовые ресурсы. | Закупка товаров. | Реализация. | |
Планирование. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. |
Организация. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. |
Мотивация. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. |
Контроль. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. | УР. |
2) матричные модели функций управления (табл. 1), в которых на пересечении полей формируются управленческие решения (УР);
Рис. 1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды торговой организации
3) модель «7С» (рис. 2), предложенная в 1982 году Томом Питерсом и Робертом Уотерманом в книге «В поисках совершенства» .
Авторы дают следующую расшифровку схемы 7-С.
- § Структура. Организационная схема, описание работ и т. п.; линии субординации: кто кому подчинен, как распределяются и интегрируются задачи.
- § Системы. Формальные и неформальные процедуры и потоки в организации; как распределяется повседневная работа. Все эти обслуживающие системы поставляют производственным. Система учета, контроля, качества, оценки результатов и т. д.; символика поведения.
- § Стиль. Координата внимания; ощутимые проявления того, что руководители считают важным, особенно в сфере невербальных коммуникаций; как руководители расходуют свое время, какие результаты они вознаграждают, какие средства избирают в кризисных ситуациях.
- § Состав. Люди в организациях, их демографические характеристики, опыт, образование и подготовка; соответствие рабочих мест умениям тех людей, которые их заполняют.
- § Совместные ценности. Чего стоит компания, провозглашает и применяет на практике хорошее и плохое; чем гордится или хотела бы гордиться компания; совместные (разделяемые персоналом) ценности стоят выше, чем поставленные цели, но могут и включать их. Хорошим индикатором служит поведение компании в трудные периоды.
- § Стратегия. Строго говоря, это план распределения ресурсов и достижение успеха в конкуренции. Организация как динамическая система предполагает иметь такую систему менеджмента (механизм управления, структура организации, процесс управления), которая формирует обновленные умения и навыки. Это аналогично понятиям «новые способности», «особая компетенция» или «доказанное преимущество конкуренции». В основе этих процессов будет стратегическое мышление к деятельности, управление изменениями.
Организация на каждом этапе своего жизненного цикла имеет определенную сумму навыков для осуществления своей деятельности. Это определяет главное различие между организациями с точки зрения их конкурентной силы. Поэтому развитие организации должно предполагать формирование суммы навыков, определенной компетенции на каждой фазе, с учетом готовности к изменениям деятельности. Это важнейшее условие для выживания в конкурентной борьбе [2].
Организационная модель со специфическими характеристиками для каждой организации как объект управления определяет начало ее жизненного цикла.
Жизненный цикл организации — историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с окружающей средой.
Различают четыре главных стадии жизненного цикла организации:
- 1) фирма расширяет свои операции и накапливает ресурсы. Организация строится по функциональному принципу, руководство автократично;
- 2) происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным, по мере того как появляется необходимость в повышении эффективности;
- 3) начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;
- 4) создаются новые структуры для оптимизации работы и рационального планирования.
В некоторых работах жизненный цикл организации представляют с помощью воспроизводственного подхода.
Существует пять основных фаз развития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стили руководства, задачи и организацию труда. управление торговая среда эффективность.
Фаза 1 — рождение организации. Для нее характерны: определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства; основная организация труда заключается в стремлении к максимальному увеличению прибыли.
Фаза 2 — детство и юность. Главная цель — кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача — укрепление и захват части рынка; организация труда — планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг.
Фаза 3 — зрелость. Главная цель — систематический и сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача — рост по различным направлениям; завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда — разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.
Фаза 4 — старение организации. По сути — это высшая степень зрелости. Главная цель в развитии организации, т. е. сохранение достигнутых результатов (остаться на «завоеванных позициях»); в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда.
Фаза 5 — возрождение организации. Главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост за счет коллективизма; главная задача — «омоложение» в области организации труда и коллективное премирование.