Учет текущих обязательств и расчетов
Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне предприятия (экспедитору) выдается доверенность (ф. №М-2). Все доверенности в момент выдачи регистрируются в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется… Читать ещё >
Учет текущих обязательств и расчетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
К разным дебиторам и кредиторам относятся организации и физические лица по операциям некоммерческого характера. Учет операций по этому виду операций организуется на счете 76 «Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами».
Учет расчетов с покупателями и поставщиками.
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей и услуг, порядок расчетов (условия платежей).
Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне предприятия (экспедитору) выдается доверенность (ф. №М-2). Все доверенности в момент выдачи регистрируются в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.
При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной. Все полученные счета-фактуры должны регистрироваться в журнале регистрации полученных счетов-фактур. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.
Расчеты с поставщиками могут осуществляться по-разному. Наиболее распространенной формой безналичных расчетов является платежное поручение. Расчет, основанный на зачете взаимных требований. При данной форме расчетов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке.
При наличной форме расчетов с поставщиками к накладной, счету-фактуре выписывается приходный кассовый ордер и кассовый чек, которые подтверждают факт оплаты наличными средствами.
Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению к балансу является пассивным.
Счет 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ и услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
- — полученные материальные ценности, принятые выполненные;
- — работы и потребленные услуги, включая предоставление энергии, газа, пара, воды, а также по поставке или переработке материальных ценностей, расчеты, документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- — товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- — излишки товарно-транспортных ценностей, выявленные при их приемке;
- — полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и другое.
Все операции связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты. Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-ордер № 6 и приложение к нему «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками» формы № 6.
Журнал-ордер № 6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов, ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками. В журнале-ордере № 6 указываются справочные данные по каждому поставщику, номер приходного документа, стоимость поступивших материалов и отдельной строкой указывается сумма НДС, выделенная в счете-фактуре.
Правая сторона предназначена для отражений операций по Дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщиками и подрядчиками, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств).
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносятся в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами. Но организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Поэтому Главную книгу вести не обязательно.
Отпуск товара со склада покупателям оформляется накладными или приказами-накладными. Основание для выписки накладной является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателями.
При отпуске товара со склада покупателю выписывается счет-фактура, как облагаемые, так и необлагаемые НДС. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет.
Покупателю счета-фактуры необходимы для возмещения сумм налога на добавленную стоимость.
В счете-фактуре должны быть указаны все реквизиты сторон, то есть продавца, грузоотправителя, грузополучателя и покупателя:
- — порядковый номер и дата выписки;
- — наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя;
- — количество и наименование поставляемой продукции, работ, услуг;
- — цена;
- — налоговая ставка и другие реквизиты Счет-фактура составляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр передается покупателю в течение 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продавшей эту продукцию и регистрируется в книге выписанных счетов-фактур. Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.
К счету-фактуре прилагается товарная накладная, в которой также как и в счете-фактуре указывается порядковый номер, дата выписки и полные реквизиты сторон. Товарная накладная подтверждает факт отгрузки товара со склада. Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей покупатель или его представитель должен предоставить доверенность (ф. №М-2).При отсутствии доверенности покупатель должен поставить на товарной накладной свою подпись с расшифровкой и заверить печатью своего предприятия.
При наличной форме расчетов с покупателями к накладной, счету-фактуре прикладывается приходный кассовый ордер и кассовый чек.
Отгруженная или предъявленная покупателю продукция по ценам реализации отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и по кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» и кредит счета 41 «Товары».
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей. При этом суммы полученных авансов и предъявленной оплаты учитываются обособленно.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
- — покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- — покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
- — авансам полученным;
- — векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- — векселям дисконтированным (учтенным) в банках;
- — векселях по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно".