Организация налогового учета
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации. Подтверждением данных налогового учета являются: Исправление ошибки в регистре налогового учета… Читать ещё >
Организация налогового учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация налогового учета на предприятии осуществляется по обособленному типу (при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского). Данные налогового учета отражают:
- Ш порядок формирования суммы доходов и расходов;
- Ш порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- Ш сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- Ш порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- Ш сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации. Подтверждением данных налогового учета являются:
- 1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
- 2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.
- 3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316−333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- Ш наименование регистра;
- Ш период (дату) составления;
- Ш измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- Ш наименование хозяйственных операций;
- Ш подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается — отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).
Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:
- Ш минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- Ш возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
- Ш возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.
Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл. 25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
- 1. Период, за который определяется налоговая база.
- 2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
- 3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
- 4. Прибыль (убыток) от реализации.
- 5. Сумму внереализационных доходов.
- 6. Сумму внереализационных расходов.