Учёт приобретения материальных ценностей и расчётов с поставщиками
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно-материальные запасы на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее… Читать ещё >
Учёт приобретения материальных ценностей и расчётов с поставщиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Документальное оформление приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками
Приобретение товарно-материальных ценностей сопровождается оформлением пакета документов на каждую сделку купли-продажи. К таким документам относятся:
- 1. доверенность;
- 2. товарно-транспортная накладная;
- 3. счет-фактура;
- 4. приходный-ордер.
Документооборот, сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа их получения на склад предприятия.
Доверенность (Приложение 1) применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Для регистрации выданных доверенностей и расписки о их получении применяется Журнал учета выданных доверенностей.
При доставке материальных запасов на склад покупателя автотранспортом поставщика материально ответственное лицо покупателя принимают у экспедитора поставщика материальных запасов по количеству мест и массе брутто и сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной, заполненной в двух экземплярах.
В случае если недостачи или другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т. п.) фактического наличия материальных запасов с данными накладной не обнаружено, кладовщик, принявший товарно-материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной (Приложение 2). Один экземпляр накладной остается у кладовщика, а второй возвращается лицу, доставившему материальные запасы на склад покупателя. На отгруженные товары поставщик помимо накладной предоставляет покупателю счет-фактуру (Приложение 3). На поступившие на склад товары оформляется приходный ордер (Приложение 4).
В процессе осуществления деятельности предприятие ТОО «Восток» ведет расчеты с поставщиками по поступившим материальным ценностям.
Расчеты с поставщиками оформляются следующими первичными документами:
- — договор поставки;
- — счет на оплату;
- — платежное поручение;
- — выписка по банку.
Поступление материальных ценностей от поставщиков на данном предприятии производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком.
Предприятия-поставщики на поставляемую продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета на оплату (Приложение 5), передают их или пересылают почтой покупателю.
Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет финансовый отдел, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. Главный бухгалтер на основании подписанного договора поставки и выставленного поставщиком счета на оплату готовит в банк платежное поручение на оплату товаров (Приложение 5).
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно-материальные запасы на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая — предъявленная поставщиком.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия ТОО «Восток» получает платежные документы поставщиков, акцептованные финансовым отделом, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Таким образом, основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения операции и события. Первичные документы по поступлению и расходу материальных запасов являются основой организации их учета.