Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей благополучности управляющие и подчиненные… Читать ещё >
Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как предпринимательской деятельности.
Период развития аудиторской деятельности в нашей республике довольно короток. Еще 15 лет назад в республике и не знали о слове «аудит» и более того, не существовало такой профессии. В то время _ при Советском Союзе существовали лишь контрольные и ревизионные службы, которые и явились частью фундамента для возникновения и развития новой предпринимательской деятельности — аудиторской отрасли.
Исследование развития ранее существующей контрольной службы Кыргызской Республики показало, что его становление осуществлялось в четыре этапа: ревизионный — до 1960 г., оптимизационный — 1960;1975 гг., функциональный — с 1975 г. и рыночный — с 1990 г.
Начальный период характеризуется, в основном, проверкой годового баланса и отчета о работе предприятий, соблюдения законодательной основы.
Оптимизационный этап связан с активным развитием производственных сил в Кыргызской Республике, ведомственно-отраслевой специализацией и развитием научно-технического прогресса. Для этого периода характерным явлением стало широкое внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники во всех сферах деятельности, включая и контрольную службу.
Функциональный этап развития контроля в республике связан с временным усложнением хозяйственных процессов.
Четвертый — рыночный этап связан с интеграцией страны в мировую экономику, развитием различных форм собственности и усложнением технических и стратегических задач управления хозяйственными субъектами в условиях рынка. На этом этапе возрастает роль контроля в решении народнохозяйственных задач и возникает потребность в независимом контроле — аудите.
При плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в независимом финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на принципе упущений и злоупотреблений в хозяйственной деятельности предприятий, выявлении ошибок в учете и отчетности, нахождении и наказании виновных.
С возникновением предпринимательской деятельности, появлением совместных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа, коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов потребность в достоверной информации ощущается особенно остро.
В современных условиях главной целью хозяйствующих субъектов должно быть формирование и развитие элементов рыночного хозяйства, реформирование собственности, внедрение товарно-денежных отношений, в производстве и потреблении, предпринимательстве. Предприниматель — это деловой, и решительный человек, обладающий управленческими, организаторскими и творческими способностями, умеющий экономически, достаточно хорошо ориентироваться в; сложной рыночной среде, включая порядочные, честные взаимоотношения с государством в лице финансовых, налоговых, внешнеэкономических и т. п. конкретных органов.
Западные специалисты справедливо считают, что предприниматели — это цвет нации, ее золотой запас, деловой потенциал страны, выраженный в людском материале, в человеческих ресурсах. Именно это и вызвало необходимость изучения деятельности между субъектами экономики, стремление участников обмена деятельностью реализовать, свои интересы, способность и готовность идти на риск, не допускать унылого единообразия ни в деятельности, ни в мышлении, стремиться к творческому разнообразию в своей жизни.
Организационные формы предпринимательства в условиях развития рыночной экономики могут быть разнообразными, однако, все это многообразие можно привести к следующей основной схеме Переход экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление огромного числа новых по своей форме предприятий, кооперативов, малых предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, межотраслевых концернов, корпораций, ассоциаций, объединений, компаний, совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, бирж, коммерческих банков. В связи с чем в предпринимательскую деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных бизнесменов и производственников нового поколения, которые, однако, не обладали должным опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма приблизительное представление о законах и нормах Кыргызской Республики, регламентирующие работу хозяйствующих субъектов (предприятий). В этом числе законы о бухгалтерском учете и отчетности и об аудиторской деятельности. Неотработанность и непринятие ряда законодательных актов, в свою очередь, особенно не гарантировали уверенность собственника в предпринимательском деле. На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость оказывать всем новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их коммерческая деятельность строилась на основе норм и положений, предусмотренных государственными законами. Движение к правовому государству предполагает обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их строгое соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения в организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих субъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной экспертизой, оценкой, опекой, консультированием, правовой помощью и другими видами аудиторских услуг, оказываемых в целях повышения эффективности коммерческой деятельности, улучшения постановки учета и отчетности на предприятиях. Отсутствие бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты злоупотреблениями и прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов, развалом работы, банкротством и прекращением их деятельности.
Аудиторскую форму контроля за деятельностью коммерческих и других структур осуществляют все государства мира с развитой рыночной экономикой. Основой его деятельности является взаимная заинтересованность хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и государства в лице налоговой инспекции и других пользователей информации. Аудиторы как независимая служба защищают имущественные интересы и собственника, и государства в обеспечении учета и отчетности.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли заинтересованные в своей благополучности управляющие и подчиненные им бухгалтера предприятия. Достаточно часто происходящие банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры и др. инвесторы хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми могли быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость.
Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Создание аудита как в Кыргызской Республике, так и других странах СНГ все же связано с годом «перестройки», так как в эти годы стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия, т. е. экономические субъекты, не являющиеся собственностью государства. Первая независимая аудиторская фирма в Кыргызской Республике была образована в 1990 г. в форме общества с ограниченной ответственностью — «Аудит ЛТД». Учредителями фирмы выступили: Акционерное общество «Финансовая компания «Имфико» и Гофлин Л. Г. — экономист с 20-летним стажем.
Главные задача изучения, обобщения и распространения опыта аудиторской деятельности в Кыргызской Республике, легли на плечи Ледневой Нины Евгеньевны и еще нескольким специалистам в 1991 году, когда они решили заняться аудиторской деятельностью. В то время никто ничего не знал и знать не хотел — ни мэрия, ни Минфин. Поскольку на тот момент желающих взяться за это дело не было, а у государства просто не доходили до этого вопроса руки, пришлось браться за разработку и становление аудиторской отрасти только им.
Вдвоем с Алексеем Белинченко они за год разработали и представили в Минфин проект Временного положения о Совете по аудиту, а чтобы зарегистрировать эти документы в Министерстве юстиции, министр собрал коллегию. И только в 1992 году, после утверждения ими же разработанных документов, она смогла зарегистрировать свою фирму. Но и это еще не все. Далее им (ей) пришлось опять собственными силами разрабатывать и внедрить программу аттестации аудиторов, и она же первая по ней сдавала экзамен. Так уже была хоть какая-то система; система получилась на уровне 400 вопросов по бухгалтерскому учету, финансам, праву, налогам. Эта система действовала 6 лет 1994 по 2000 год, что само по себе уже говорит о ее качестве.
Однако такую степень институционализации нельзя назвать завершенной. И какая бы не была профессия, она не может состояться без профессионалов, и Леднева Н. Е. тоже не была аудитором — в Советском Союзе такой специальности не существовало. Что не говори, но так оно и было, хотя она как и многие специалисты в то время хорошо разбиралась в бухгалтерском учете, финансах, да и в экономике в целом. Услышав впервые об аудите, она заинтересовалась, и началось тривиальное самообразование, так как альтернативы просто не было. Ради, и, по нашему во благо этому покупалась довольно дорогая литература и всевозможными путями добывалась интересующая информация.
Так, постепенно, на научной основе строилась своеобразная методология, определенная технология и национальный почерк в аудите. Они строили свою фирму. Как в то время, так и сейчас особой проблемой остается проблема кадров. Конечно сейчас не много квалифицированных аудиторов, а уж в те годы их просто не было. Были бухгалтеры, которые только хотели, но пока не умели заниматься новым делом. Они не понимали тех принципов технологий аудита, поэтому приходилось на ходу и очень подолу их обучать. И до сих пор очень много времени тратится на обучение и подготовку квалифицированных аудиторов — специалистов и профессионалов своего дела — светлой перспективы развития отрасли.
Во многих секторах интеллектуального бизнеса, как это было, например, с фондовым рынком, большую роль сыграли иностранные консультанты. Что же касается отрасли аудита, то здесь данная сторона практически отсутствовала. Так важно учесть специфику аудита и аудиторских технологий. В мире этот бизнес — один из самых дорогих. Тон задают компании «большой четверки», каждая из которых имеет историю, измеряемую десятилетиями, а то и столетиями. У каждой есть свои эксклюзивные технологии, профессиональные секреты, на которых и строится их репутация, клиентура, следовательно, богатство (признание рынком). Поэтому они не склонны делиться этой информацией: ни тренингов, ни обучающих курсов с их стороны ждать не приходится — такие знания ими не распространяются, так как это интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком мало внимания со стороны государства и некоторых предпринимателей — ими не осознается, что многое строится на знаниях и умениях. И это необходимо стараться развивать своими силами, не ожидая помощи со стороны, помощи, которая не значительна.
Правда, во время подготовки проекта Закона «Об аудите» к основателям с консультациями приезжали представители КРМG — одного из членов «большой пятерки», их помощь была эффективна, но касалась исключительно регулятивной базы, а не секретов аудиторской деятельности.
Все это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к примеру, представительства крупных международных организаций и транснациональных корпораций, которые, теоретически, могли бы стать клиентами кыргызских аудиторских компаний. Но их руководство не знает местных аудиторов, в них не уверены, считают, что они не могут предоставить услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного уровня аудита они не знают. Это относится, конечно, не только к определенным компаниям, а к большинству компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у кыргызских аудиторов есть свои технологии, но они пока не отвечают международным стандартам. Простой пример: национальные компании часто проигрывают в международных тендерах по примитивной причине — форма подачи заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом само исследование вполне может отвечать всем нормам, но его оформление — нет, и это все перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие, а тендере и не обучить методике работы аудиторов.
Нужно заметить, что строить новое на пустом месте очень сложно, и закон разрабатывался когда и четкого понятия об аудите в обществе не было. Но это субъективно, а объективно дело обстоит так: как и в отношении остальной нормативной базы, создание закона было инициировано снизу, Палатой аудиторов, а официальным инициатором стал депутат Омурбек Текебаев. Они старались создать максимально приемлемый вариант закона, для чего организовали две (!) международные экспертизы проекта закона, которые он успешно прошел. На уровне 1997;1998 годов этот закон был одним из самых прогрессивных в СНГ. При желании в нем можно, конечно, найти слабые места, но кто может назвать совершенный действующий закон в Кыргызстане?
Тем не менее, следствием закона стало создание Государственной комиссии по аудиту — еще одного звена в процессе институционализации. Появление закона и комиссии означало окончательное оформление профессии, признание ее обществом и государством.
В этом отношении комиссия очень много делала для развития аудита. Хотя, конечно, издержки руководства были. Например, лицензирование для неустоявшегося вида бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока — 200 долларов. В целом, за все виды лицензий только компании Ледневой Н. Е. АКФ «Кыргызаудит» пришлось выложить казне около 2 тысяч долларов. Это очень значительная сумма для аудиторской фирмы в то время. Сейчас ситуация изменилась, как трансформировалась и сама комиссия, которую 26 Указом Президента влили во вновь образованную Государственную комиссию при правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту.
Первая, бывшая, Госкомиссия совершила несколько негативных шагов которые существенно сказались на восприятии профессии аудитора обществом. Дело в том, что комиссия создала условия для индивидуалов. То есть достаточно было получить лицензию и — вперед, занимайся аудитом. Но на каком уровне — главное в этой профессии глубокое знание и понимание производственного процесса, чтобы удовлетворить требования заказчиков — качество аудиторской деятельности. Аудиторы-индивидуалы не вступали в общественные организации, проследить качество их услуг было невозможно, в итоге — страдали клиенты. А от разочарованных и возмущенных клиентов волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах, которая автоматически распространялась и на честные, грамотные фирмы. Словом, профессии был нанесен ущерб, который быстро не исправишь. Эта ситуация показала, что этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности.
Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993 г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики», и приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики».
Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы первые лицензии на право занятий аудиторской деятельностью следующим юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит», Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД». Ныне число действующих отдельных аудиторских фирмы 42 и наиболее крупные из них приведены ниже:
Список аудиторских компаний.
- — Метроном
- — МФИ-Аудит
- — Проф-Аудит
- — Устат-Аудит
- — Битекс-Аудит
- — AZAN
- — Национальная Аудиторская компания
- — Промторг-Аудит
- — Учет-Аудит-Бишкек
- — Консалтинговая компания ACS
- — Аудит ЛТД
- — Международный центр консалтинга и аудита
- — Социум-Консалт
- — Марка-Аудит Бишкек
- — Владимир Аудит ЛТД
- — Аудит-Прайс
- — Ош-Эсеп
- — Аудитекс
- — Альпари
- — Инаудит
- — Эврика-Аудит
- — Эсеп ЛТД
- — В.Якобс-Аудит
- — Кыргызбанкаудит
- — Кыргызаудит
- — Аудит-Консалтинг
В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности», принятым Законодательным Собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.