Этапы аудиторской проверки формирования финансовых результатов
Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать счета 90, 91 и 99. Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 и 91, следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года: Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей… Читать ещё >
Этапы аудиторской проверки формирования финансовых результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как отмечают С. М. Бычкова и Т. Ю. Фомина, «работы при проведении аудита финансовых результатов и распределения прибыли можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный». [28].
1. На ознакомительный этапе аудита финансовых результатов и распределения прибыли аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90, а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 на счет 99.
Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать счета 90, 91 и 99. Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 и 91, следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года:
Дебет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99,.
Дебет 99 Кредит 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Затем проверяется закрытие счета 99. Сальдо счета 99, равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84.
2. На основном этапе аудитор обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели «Отчет о финансовых результатах»:
Выручка;
Себестоимость продаж;
Валовая прибыль;
Коммерческие расходы;
Управленческие расходы;
Прибыль (убыток) от продаж.
После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать соответствующие показатели.
В таблице 1.2 приведен перечень первичных документов, на основании которых аудитор должен проверить правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов.
После этого аудиторы приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых в организации.
Таблица 1.2. Первичные документы, подтверждающие правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов.
Наименование видов прочих доходов и расходов. | Наименование первичного документа. |
Расходы на содержание закон сервированных производственных мощностей. | Приказ руководителя организации, определяющий перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; |
сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; | |
первичные документы по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приема-передачи и др.). | |
Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий. | Акты, удостоверяющие такое событие и подписанные руководителем организации, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и пр.); |
расчет бухгалтерии (смета) понесенных убытков; | |
заключениеэксперта о возможности восстановления испорченного имущества; | |
решение суда об установлении виновного лица и присуждении ему выплаты убытков; | |
платежные поручения на суммы возмещения убытков. | |
Затраты по аннулированным производственным заказам, не давшим результата. | Договор купли-продажи, поставки продукции; |
счета, платежные поручения; | |
накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ; | |
соглашения, протоколы о расторжении договора. | |
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. | Договор купли-продажи; |
договор поставки продукции; | |
банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику; | |
счета-фактуры, накладные на отгруженную продукцию. | |
Обоснованность создания резерва сомнительных долгов. | Договор купли-продажи; |
договор поставки продукции; | |
накладные на отгрузку продукции; | |
акты сдачи-приемки выполненных работ; | |
акт инвентаризации дебиторской задолженности, акт сверки расчетов между дебитором и кредитором; | |
решение арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; | |
выписка из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора; | |
решение суда об отказе в иске к дебитору; | |
справка органов МВД о невозможности розыска дебитора. | |
Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов. | Решение суда; |
платежное поручение. |
Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.
Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике. На основании протоколов заседаний общего собрания учредителей, смет аудиторы проверяют обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84.
Выявленные в ходе ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочих документах и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
3. После окончания работ на заключительном этапе аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
Типичными ошибками, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита финансовых результатов и распределения прибыли, являются следующие [35]:
- 1. Нарушение порядка составления «Отчета о финансовых результатах» в части занижения или завышения показателей, участвующих при формировании отчета.
- 2. Неверное отнесение доходов в состав прочих доходов.
- 3. Неверное отнесение расходов в состав прочих расходов.
- 4. Неправомерное использование прибыли отчетного года.
- 5. Ошибочная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов.
- 6. Ошибочная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84.