Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии промышленности
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривают переход страны на инновационный путь развития и построение инновационной экономики, основанной на знаниях, внедрении современных технологий (информационных, ресурсои энергосберегающих, нанотехнологий, биотехнологий и др.). Решение поставленных задач требует обеспечить благоприятные правовые условия для… Читать ещё >
Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность инновации, ее виды и жизненный цикл
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривают переход страны на инновационный путь развития и построение инновационной экономики, основанной на знаниях, внедрении современных технологий (информационных, ресурсои энергосберегающих, нанотехнологий, биотехнологий и др.). Решение поставленных задач требует обеспечить благоприятные правовые условия для интеллектуального, творческого, профессионального совершенствования человека, развития науки, повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, эффективного функционирования национальной инновационной системы. Данные задачи являются неотложными, поскольку в отдельности на инновации в США, странах ЕС, Юго-Восточной Азии ежегодно расходуются сотни миллиардов долларов и отставание в техническом переоснащении сфер производства и услуг ведет к снижению конкурентоспособности отечественной экономики и среды жизнедеятельности страны в целом.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Он связан с созданием и распространением инноваций. Инновационный процесс наиболее ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ «исследования — разработки — производство». Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение освоенной инновации в новых условиях.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Научно-технические разработки и изобретения являются частью инновационного процесса и обладающие следующими свойствами: обладают новизной; удовлетворяют рыночному спросу. Инновационный процесс невозможен без осуществления инновационной деятельности на предприятиях.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок и их коммерциализацию, то есть эффективную реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), которая состоит из создания, распространения и применения новых знаний.
Концепция НТД разработана ЮНЕСКО и состоит из научных исследований и разработок, научно-технического образования и подготовки кадров, научно-технических услуг. Научные исследования и разработки подразделяют на; научно-техническое направление — крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития отрасли науки и техники.
Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. N 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» были определены следующие понятия:
- — инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций;
- — инновации (нововведения) — создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, продукции и услуг на рынок;
- — научно-техническая деятельность — деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения результатов.
Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
Таким образом, инновация выполняет следующие три функции:
- — воспроизводственную;
- — инвестиционную;
- — стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Анализ современной инновационной проблематики позволяет выделить три основных вида инновационной деятельности.
- 1. Инновация продукции как процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение ее прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
- 2. Инновация технологии как процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии и сырья, что в свою очередь дает возможность увеличить прибыль, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
- 3. Социальные инновации как общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Инновации такого рода расширяют возможности на рынке рабочей силы, снижают зависимость от случайных колебаний на рынке труда, мобилизуют персонал на достижение фирменных целей, укрепляют доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. Между видами инноваций существует тесная взаимосвязь. Так, инновация в области продукции может повлиять на процесс ее производства и организацию сбыта или потребовать специальной подготовки части персонала.
Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т. е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:
- — концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
- — концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
- — концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.
Основные стадии жизненного цикла нового продукта:
- 1) разработка нового продукта;
- 2) выход на рынок;
- 3) развитие рынка;
- 4) стабилизация рынка;
- 5) уменьшение рынка;
- 6) подъем рынка;
- 7) падение рынка.