Система управления дорожным хозяйством
Дальнейшее снижение участия государства в отрасли дорожного хозяйства потребует сокращения числа государственных предприятий, в том числе предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог путем приватизации или ликвидации части из них. При этом необходимо учитывать, что особый характер деятельности государственных предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог и финансируемых… Читать ещё >
Система управления дорожным хозяйством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принятое законодательство в сфере разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления требует:
- · пересмотра действующей классификации дорожной сети и перераспределения ответственности за управление автомобильными дорогами между различными уровнями власти с увязкой протяженности автомобильных дорог с доходной обеспеченностью и расходными полномочиями соответствующих уровней власти;
- · создания законодательных основ координации развития дорожной сети различных уровней, в том числе с использованием механизмов выделения финансовой помощи;
- · определения органов, ответственных за состояние, безопасность движения и управление автомобильными дорогами на всех уровнях.
Дорожное хозяйство, основанное, как и в других странах, на государственной (муниципальной) собственности и бюджетном финансировании, должно сохранить эффективную систему государственного (муниципального) управления имуществом автомобильных дорог и инвестициями в дорожное хозяйство.
На федеральном уровне система управления дорожным хозяйством содержит следующие два звена:
- · федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный управлять автомобильными дорогами — Государственный заказчик Программы и главный распорядитель выделяемых на ее реализацию бюджетных средств;
- · подведомственные ему органы управления федеральными автомобильными дорогами — государственные заказчики дорожных работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.
Система государственного и муниципального управления дорожным хозяйством, в свою очередь, должна обеспечить:
- · планирование, координацию развития и финансирование сети автомобильных дорог;
- · сохранность и охрану автомобильных дорог общего пользования;
- · формирование нормативно-правовой и законодательной базы регулирования дорожного хозяйства;
- · исключение дублирующих функции по управлению и контролю за состоянием дорог;
- · невмешательство в деятельность частного сектора с сохранением государственного контроля за качеством дорожных работ и услуг;
- · выполнение функций государственного заказчика и реализацию программ в дорожном хозяйстве;
- · контроль качества, безопасности дорожного движения и экологической безопасности автодорог;
- · осуществление технической политики и технического регулирования дорожного хозяйства, регулирование процедур стандартизации и сертификации;
- · привлечение общественных организаций пользователей автомобильных дорог к вопросам, связанным с планированием и развитием автомобильных дорог общего пользования;
- · координацию развития федеральных, территориальных, муниципальных автодорог.
Координация развития автомобильных дорог, находящихся в ведении различных уровней власти, может осуществляться на основе соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые определят сферу и условия взаимодействия по формированию единой дорожной сети страны.
Дальнейшее снижение участия государства в отрасли дорожного хозяйства потребует сокращения числа государственных предприятий, в том числе предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог путем приватизации или ликвидации части из них. При этом необходимо учитывать, что особый характер деятельности государственных предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог и финансируемых преимущественно из бюджета, заключается в обеспечении бесперебойного и безопасного финансирования автомобильных дорог, что требует установления для таких предприятий особого организационно-правового статуса по следующим причинам:
- · работы по содержанию автодорог требуют использования дорогостоящего, сезонно используемого специального оборудования и зданий специального назначения;
- · дорожно-эксплуатационные предприятия осуществляют мобилизационную подготовку и прикрытие автомобильных дорог;
- · задачами предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог, являются ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий и оперативное восстановление проезда по автомобильной дороге при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая меры оперативного реагирования по их предупреждению;
- · объемы работ, связанные с содержанием автомобильных дорог, зависят от ежегодных климатических условий и не могут быть четко определены на стадии заключения контракта;
- · в отдельных и неосвоенных районах не развит рынок дорожных работ по содержанию автомобильных дорог.
В создавшейся ситуации на ближайшую перспективу целесообразно сохранить в государственной собственности предприятия, осуществляющие содержание автодорог с оптимизацией их количества. По мере формирования и развития рынка дорожных работ будет осуществляться поэтапный переход:
- · на систему контрактного содержания автомобильных дорог предприятиями частного сектора;
- · к привлечению по конкурсу частных предприятий к управлению реализацией дорожными проектами с передачей им значительной части функций заказчика.
Дальнейшее совершенствование системы управления дорожным хозяйством должно предусматривать:
- · повышение материальной заинтересованности органов управления автодорогами с улучшением качества автомобильных дорог и снижения стоимости дорожных работ;
- · увязку функций и ответственности органов управления автомобильными дорогами с финансовым и ресурсным обеспечением;
- · совершенствование методов контроля и надзора за состоянием автомобильных дорог и качеством выполнения дорожных работ, и исполнения подрядчиками договорных обязательств;
- · сокращение избыточных функций и устранение дублирования различными органами надзорных функций и полномочий, относящихся к дорожному хозяйству;
- · усиление контроля за осуществлением государственных (муниципальных) закупок;
- · повышение ответственности управления автомобильными дорогами за состоянием дорог, безопасность дорожного движения и экологическую безопасность;
- · укрепление инженерно-технического потенциала органов управления путем создания института главных инженеров с соответствующим инженерно-техническим обеспечением.
Для повышения эффективности системы управления дорожным хозяйством в рамках Программы необходимо:
- · обеспечить совершенствование методов управления автомобильными дорогами, контроля и диагностики технического состояния дорог, интенсивности и условий движения
- · разработать и применять автоматизированные системы управления инвестиционным процессом и процессом эксплуатации дорог.