Виды удаленных подразделений
Если взять в качестве примера вариант формирования клиентской базы за счет вкладов частных лиц, то способом, который позволит приблизиться к массовым клиентам такого рода, станет вынесение обслуживающих подразделений в места их максимального скопления. Причем желательно, чтобы клиенты в этом месте были заинтересованы в предлагаемой услуге. Обменный пункт в удаленном населенном пункте вряд ли… Читать ещё >
Виды удаленных подразделений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Причина появления любого нового направления деятельности, а значит и подразделения банка или применяемой технологии состоит в том, что в определенный момент принимается решение расширить спектр услуг, предоставляемых банком. Это делается с целью привлечь новую клиентуру либо углубить связь с уже имеющейся, в конечном счете с целью увеличения прибыли. В условиях рынка лишь постоянное движение, маневр и экспансия обеспечивают любому предприятию, и банку в том числе, возможность выжить. Успех и процветание возможны лишь при удачном выборе направления маневра. При этом следует помнить о том, что любые новые начинания сопровождаются и новыми рисками, поэтому в обязательном порядке необходимо предусмотреть механизмы снижения рисков (но полной гарантии отсутствия рисков никто никогда не даст).
Открытие новых подразделений банка, удаленных на то или иное расстояние от центрального (или головного) офиса, есть проявление территориальной экспансии.
По тем или иным причинам возникает желание или необходимость стать «ближе» к клиенту, причем как в переносном, так и в прямом смысле. Банк, как обслуживающая структура, существует за счет того, что у него есть клиенты. Это и просто граждане, и небольшие предприятия, и огромные корпорации, и другие банки. Эти клиенты, как правило, не расположены вокруг банка на расстоянии «вытянутой руки».
него территориально, а близлежащие магазинчики и фирмы держат счета в другом банке, расположенном как раз через дорогу от этого крупного предприятия. Может показаться, что подобная ситуация — из области курьезов, но это часто случается в реальной жизни.
Если взять в качестве примера вариант формирования клиентской базы за счет вкладов частных лиц, то способом, который позволит приблизиться к массовым клиентам такого рода, станет вынесение обслуживающих подразделений в места их максимального скопления. Причем желательно, чтобы клиенты в этом месте были заинтересованы в предлагаемой услуге. Обменный пункт в удаленном населенном пункте вряд ли будет прибыльным. С другой стороны, расположение обменного пункта банка или его операционной кассы в так называемом спальном районе крупного города может оказаться целесообразным для банка, который испытывает потребность в расширении объемов ресурсов. Для банка это будут дорогие деньги, поскольку в массе своей депозиты частных лиц становятся привлекательными для самих клиентов при достаточно высокой процентной ставке. Но при этом такие вклады довольно стабильны, что является положительным фактором при формировании ресурсной базы банка.
Или другой пример. В процессе работы банка у него или у его клиентов складываются интенсивные долгосрочные отношения с предприятием (или группой предприятий), которое расположено в другом регионе страны, да и регион этот не столь насыщен предложением банковских услуг, как территория, где находится банк. Возникает возможность ускорить или оптимизировать процессы расчетов между предприятиями разных регионов, привлечь дополнительную клиентуру, расширив тем самым клиентскую базу банка.
Все эти разные задачи банк может решать, формируя некую сеть своих подразделений, адаптированных по кругу операций к каждому конкретному случаю и вынесенных из головного офиса непосредственно к потребителям предлагаемых банковских услуг. Правовая база для такой деятельности разработана весьма основательно, хотя и не без недостатков. Гражданское законодательство, инструкции Центрального банка России и других государственных органов позволяют осуществлять те или иные банковские операции в различных внутренних структурных подразделениях кредитной организации, расположенных вне головного офиса, а также в ее обособленных подразделениях.
Обобщив их под названием -«удаленные подразделения», рассмотрим их подробнее.
В настоящее время коммерческие банки могут иметь следующие подразделения, расположенные вне головного офиса:
- — пункты обмена валюты;
- — операционные кассы вне кассового узла банка;
- — дополнительные офисы;
- — филиалы;
- — представительства.
Первые три структуры являются внутренними структурными подразделениями коммерческого банка, которые находятся вне его головного офиса. Две последние — обособленные подразделения коммерческого банка.
Все эти подразделения различаются как по кругу операций, которые им дозволено проводить, так и по требованиям к ним самим и к банкам, их открывающим. Практически вышеприведенный список составлен в порядке расширения спектра обслуживаемых клиентов и круга услуг, которые можно предлагать клиентам в этих структурах.
Так, пункт обмена валют рассчитан на обслуживание только физических лиц и только на тот круг операций, который связан с наличным валютным обращением (в их числе; собственно обмен одних видов валюты на другие виды; экспертиза купюр, вызывающих сомнение в их подлинности или платежности; проведение обмена дефектных купюр на полноценные). Естественно, банк, открывающий пункт обмена валют должен иметь на это соответствующую лицензию — так называемую валютную лицензию. Копия этой лицензии, подтверждающая полномочия банка, должна быть вывешена в обменном пункте. Пункт обмена валют может располагаться в любом месте, где банк сочтет нужным арендовать помещение, которое будет им должным образом оборудовано.
Операционная касса вне кассового узла банка может располагаться уже только на территории предприятия — клиента банка. Работать она, как и пункт обмена валют, может лишь с физическими лицами, но круг осуществляемых операций у нее существенно шире. Тут и прием платежей, и выдача заработной платы, и реализация ценных бумаг. В случае необходимости операционная касса выполняет и все функции пункта обмена валют.
Дополнительный офис банка может проводить расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица (кроме операций, выполняемых операционной кассой вне кассового узла банка). Кроме того, он может выполнять те функции, которые ему делегирует головной офис в положении об этом дополнительном офисе.
Расширяя клиентскую базу, борясь за привлеченные средства, банки изобретают все новые способы максимального упрощения и одновременного увеличения комфортности пользования клиентом своим счетом. Это относится и к клиентам — физическим лицам, и к корпоративным клиентам. В данной связи становится уместным и актуальным лозунг: «Вы несите к нам свои деньги, а распоряжаться ими вы сможете из любого места — офиса, машины, дома».
Расширяющаяся информатизация общества, развитие средств связи и коммуникаций, всеобщее распространение глобальной компьютерной сети Интернет позволили создать программные продукты и системы управления счетами, которые предоставили возможность хозяйствующим субъектам любого уровня — от домохозяйки до концерна «Газпром» — осуществлять оперативное управление своими финансами из любого удобного места, обеспеченного теми или иными видами связи. И эта возможность реализуется как в обыкновенной покупке в Интернет-магазине пары носков со списанием средств с кредитной карточки, так и в многомиллиардных платежах по всему миру.
Виды удаленных подразделений и систем банка можно представить следующим образом.
Рисунок … Классификация удаленных структурных подразделений банка.
Открытие любого удаленного подразделения начинается с оценки складывающейся обстановки на том или ином направлении работы кредитной организации Возможна такая ситуация, когда банку предстоит выдача валютного кредита физическому лицу, а остаток в валютной кассе не позволяет сделать это. Снятие наличных средств с корреспондентского счета обычно является платной операцией, т. е. банк несколько потеряет в доходности. Дефицит валютных средств можно пополнить при помощи грамотной скупки наличной валюты у населения через сеть обменных пунктов.
Тесные отношения с каким-либо из клиентов-предприятий можно укрепить такой услугой, как открытие на его территории операционной кассы банка. Это будет выгодно самому предприятию, поскольку в этом случае ему удастся разгрузить собственную кассу, избавив ее от функций массированной выдачи заработной платы или приема наличных средств от потребителей.
С крупными предприятиями, имеющими в своей структуре несколько юридических лиц с группой аффинированных к ним структур, целесообразно вести разговор об открытии дополнительного офиса банка. Особенно это актуально, если на территории такого предприятия осуществляется оптовая торговля его продукцией, что предполагает большое число расчетов между этими структурами.
В качестве примера рассмотрим именно такую ситуацию.
Итак, руководители банка и крупного предприятия сошлись во мнении о том, что для обеих сторон будет выгодно открыть на территории предприятия дополнительный офис банка. Целесообразно после этого закрепить достигнутые соглашения каким-либо документом, например, протоколом о намерениях, на основании которого ответственные исполни тали от банка и предприятия согласуют и составляют некий план совместных действий. Данный план имеет следующие технологические этапы:
I этап — предварительный. На этом этапе стороны согласуют круг операций и услуг, которые будут предложены в удаленном подразделении банка, объем этих операций, стоимость услуг, порядок расчетов. Уточняется состав ответственных исполнителей от всех заинтересованных сторон;
II этап — подготовительный, или организационный. Определяются помещения и их планировки, создаются рабочие группы специалистов, имеющих отношение к процессам, которые затронет работа подразделения; эти группы составляют планы действий, которые сводятся потом воедино. Стороны знакомятся с требованиями и инструкциями, дорабатывают и согласовывают технологические цепочки;
III этап — основной. На этом этапе начинается практическая работа по реализации планов и решению задач, сформулированных на предыдущем этапе. Ведется строительство или перепланировка помещений, параллельно осуществляются действия по сертификации, получению необходимых разрешений и согласований. Юристы сторон ведут работу в тесном сотрудничестве. Подбираются кадры в новое подразделение;
IV этап — завершающий. Проводится окончательная корректировка технологий, далее следуют пробные операции. Банк направляет уведомление об открытии нового подразделения в территориальное управление ГУ ЦБ. Результатом работы должно стать получение свидетельства о внесении подразделения в определенный реестр. В случае обнаружения ошибок или несоответствий каким-либо требованиям, возможен отказ в регистрации.
V этап — доводочный. В процессе его исправляются обнаруженные недостатки, и проводится повторная сдача объекта.
На всех этапах акцент в работе возлагается, по мере необходимости, на различные службы — либо на технические, либо на юридические. Распределение ответственности по этапам должно быть зафиксировано в специальном документе, который можно характеризовать как план мероприятий по открытию удаленного подразделения банка. Возвращаясь к смоделированной нами ситуации, возникающей при принятии решения об открытии дополнительного офиса банка, надо отметить следующее. Дополнительные офисы банка (филиала) открываются (закрываются) по решению органа управления банком, которому это право предоставлено уставом банка. Поэтому решение об открытии дополнительного офиса оформляется протоколом заседания руководящего органа кредитного учреждения.
С этого момента начинается подготовительная работа обеих сторон. Прежде всего, согласуется перечень операций, в выполнении которых заинтересовано предприятие. Банк по мере возможности изучает структуру финансовых взаимоотношений на предприятии. Это делается для того, чтобы оптимизировать финансовые потоки и взаимно адаптировать технологии и схемы осуществления расчетов, имеющиеся в арсенале банка, со схемами и приемами, применяемыми на предприятии. Согласуется документооборот, по возможности формируется компьютерная поддержка разрабатываемой технологии. Это все работа финансовых, юридических и технических служб обеих сторон, в значительной степени — их бухгалтерий.
Параллельно соответствующие службы согласовывают вопрос о том, в каких помещениях будет располагаться дополнительный офис, и готовят необходимую техническую документацию для строительных и иных подразделений по доработке уже имеющихся или возведению новых помещений. На этом этапе серьезнейшее внимание необходимо уделить проектированию, строительству и оборудованию кассового узла, его соответствию требованиям Положения ЦБ Р.
Нужно учитывать, что в дальнейшем, на этапе регистрации, помещения пройдут проверку Государственной противопожарной службы, Управления эмиссионно-кассовой работы территориального ГУ ЦБ, сертификацию уполномоченного органа РосТеста на пулеи взломостойкость. Кроме того, все производимые перепланировки должны быть согласованы с Бюро технической инвентаризации (БТИ) и внесены в их соответствующие документы. Таким образом, целесообразно еще на этапе проектирования согласовать все существенные параметры планировки и оборудования помещений с вышеназванными органами.
Попутно, как уже было сказано, подбираются кадры для нового подразделения. Это весьма тонкая и ответственная работа. И если от конечных исполнителей обычно требуется выполнение стандартного набора операций, то в отношении руководящего состава требования несколько специфичны. Прежде всего, руководство банка должно четко представлять себе:
- — что нужно клиенту, на базе которого открывается дополнительный офис банка;
- — что хочет сам банк получить от нового подразделения.
На основе этих двух положений должны быть сформулированы стратегические задачи дополнительного офиса, на основании которых определяются пути и способы их решения. Только после этого становится понятно, какие требования к руководителю дополнительного офиса должны быть предъявлены, вплоть до его психологического портрета.
Кроме того, исходя из сформулированных задач и путей их решения, определяется списочный состав должностей в новом подразделении. Постепенно выясняется, какие нужны специалисты, сколько их должно быть и по какому графику им предстоит работать. Появляется возможность (исходя из экономического обоснования) определить размер заработной платы сотрудников. Таким образом, есть все данные для отборочного собеседования с кандидатами — круг их обязанностей, график работы, оплата труда.
В это же время юридические службы предприятия и банка ведут согласование и проработку договорной базы (договоры аренды и операционно-кассового обслуживания на территории предприятия), а также подбор всех необходимых сопутствующих документов.
Подготовив все вышеперечисленные документы, банк направляет в территориальное учреждение ЦБР, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия дополнительного офиса уведомление об открытии своего дополнительного офиса, составленное по требуемой форме. Но работать не начинает. Если, например, предполагается, что в дополнительном офисе имеется касса, то банк дожидается проверки из Управления эмиссионно-кассовой работы, Получив положительное заключение этого управления и уведомление о внесении в реестр дополнительных офисов, можно фактически начинать работу.
Ликвидация удаленных подразделений, если их деятельность не отягощена какими-либо проблемами головного банка или самого этого подразделения, осуществляется намного проще.
Достаточно известить территориальное управление Банка России о закрытии подразделения в течение трех рабочих дней со дня ликвидации, для чего необходимо направить территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации, и территориальному учреждению Банка России по местонахождению удаленного подразделения уведомления по установленной форме.
Следует иметь в виду, что новые удаленные подразделения банков организуются и по другим схемам.
Дополнительные офисы и филиалы могут открываться не на базе какого-либо предприятия, а по территориальному признаку — в новом месте, новом регионе. И располагаться они могут отдельно от конкретного клиента.
Для работы такого подразделения реконструируются имеющиеся здания и сооружения или осуществляется специальное строительство.
Одним из наиболее распространенных путей следует считать покупку одним банком другого или их слияние. При этом купленный банк, как правило, становится филиалом или дополнительным офисом банка-покупателя. Под управление банка-покупателя может переходить также банк с целой филиальной сетью. Так, в середине 1990;х гг. произошло слияние «Столичного банка сбережений» с Агропромбанком. Новое общее имя — «СБС-Агро» — фактически отражало объединение двух банков, но реально произошла покупка долгов Агропромбанка. «Столичный банк сбережений» (СБС) приобрел банк с мощной инфраструктурой и разветвленной филиальной сетью, в особенности интересной для него потому, что сам СБС имел филиалы и отделения в Москве и практически не имел ничего в российских регионах, где как раз и были разбросаны филиалы Агропромбанка. Освободившись теми или иными способами от части долгов Агропромбанка, СБС заполучил в свое распоряжение хоть и проблемный, но зато перспективный региональный рынок. В этом смысле новый банк на тот период стал в какой-то степени конкурентом Сбербанку России.
Чаще банк-покупатель приобретает более мелкий и слабый банк, полностью отказывается от его долгов, но старается сохранить все активы и клиентскую базу этого поглощаемого банка, которому уготована роль филиала в лучшем случае.
Однако сам факт покупки одного банка другим не делает купленный банк филиалом автоматически. Необходимо закрепить новый статус юридически Требуются дальнейшие технические действия — сертификация, заключение договоров, регистрация во всех необходимых органах, включая Центральный банк России, т. е. такие же действия, как и при самостоятельном открытии нового удаленного подразделения.