Введение.
Банковская тайна
Действующая в Российской Федерации банковская система, включает в себя Банк России, филиалы и представительства иностранных банков, кредитные организации. Их основными задачами является осуществление банковских операций, сделок с клиентами и организация межбанковских кредитно-финансовых отношений. Банковская деятельность неразрывно связана с получением и передачей информации, значительную часть… Читать ещё >
Введение. Банковская тайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
банковский тайна кредитование финансовый Актуальность исследования. Любое суверенное государство уделяет значительное внимание вопросам развития финансово-кредитной системы, разработки и внедрения единой денежно-кредитной политики, обеспечения устойчивости национальной валюты и банковской системы. Таким образом, финансово-экономическая деятельность государства имеет большое значение, и является частью представлений об экономической безопасности страны.
Действующая в Российской Федерации банковская система, включает в себя Банк России, филиалы и представительства иностранных банков, кредитные организации. Их основными задачами является осуществление банковских операций, сделок с клиентами и организация межбанковских кредитно-финансовых отношений. Банковская деятельность неразрывно связана с получением и передачей информации, значительную часть которой составляют сведения, являющиеся банковской тайной. В связи с этим приобретает особое значение четкое понимание и реализация субъектами правоотношений своих прав и обязанностей в сфере соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, а также правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну.
Сегодня банковская система является центром финансовой деятельности всех государственных, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений. Открытый доступ к сведениям, содержащим банковскую тайну о клиентах, приводит к негативному восприятию не только какого-то отдельного банка, но и ликвидности всей банковской системы; физические и юридические лица отказываются пользоваться услугами банков, прежде всего, при хранении своих денежных средств, что в условиях финансового кризиса, является проблемой для ее развития.
С другой стороны, в условиях построения кредитно-финансовой схемы взаимодействия банков с клиентами, наличие в стране «теневого» бизнеса, приводит к тому, что государство, в лице своих контролирующих и правоохранительных органов, прилагает максимум усилий, для отслеживания правомерности финансово-экономической деятельности, как юридических, так и физических лиц. Такой контроль требует, в свою очередь, раскрытия различной конфиденциальной информации, к которой относятся и сведения, составляющие банковскую тайну.
Таким образом, возникает противоречие между интересами юридических и физических лиц, стремящихся сохранить в тайне сведения о своих финансовых состояниях и интересами государства, стремящегося к максимальной открытости такой информации в целях осуществления функции надзора и контроля за финансовой деятельностью физических и юридических лиц.
Понятие банковской тайны в современном праве России впервые было сформулировано в 1990 году в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Ведомости СНД и ВС РФ. 06.12.1990. № 27.Ст.357.
После распада СССР, в период становления правовой системы России институт банковской тайны получил дальнейшее развитие и сейчас его законодательную основу составляют следующие правовые акты:
- — Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.;
- — Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 N 174-ФЗ Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.;
- — Таможенный кодекс от 28.05.2003 N 61-ФЗ Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066.;
- — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395−1 (ред. от 28.04.2009) Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.;
- — Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ Собрание законодательства РФ. 15.12.2003, N 50, ст. 4859. ;
- — Федеральный закон РФ от 17.01.1992 N 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.;
- — Федеральный закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003−1 «О таможенном тарифе» Российская газета, N 107, 05.06.1993. ;
- — Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.;
- — Федеральный закон РФ от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть I), ст. 44.
В совокупности эти и другие правовые акты образуют институт банковской тайны, и обусловливают необходимость проведения комплексного научно-правового исследования.
Сегодня обострение споров по проблемам банковской тайны связано с вступлением в силу Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма», Федерального закона РФ «О кредитных историях» и принятых в соответствии с ними других нормативно-правовых актов. В связи с этими и другими законами изменился объем и условия предоставления сведений, входящих в понятие банковской тайны, различным государственным органам. Более того, условия, при которых в различных нормативно-правовых актах обусловлено применение банковской тайны, также имеют различные толкования. К этому можно добавить и тот факт, что увеличение количества лиц, владеющих сведениями, содержащими банковскую тайну, повышает опасность разглашения конфиденциальной информации о клиентах банка.
В настоящее время в законодательстве определено правовое регулирование государственной контрольной деятельности в сфере финансов. Основными видами государственных органов по осуществлению и управлению финансовой деятельностью являются Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.
В рамках нормативных актов, определяющих деятельность этих органов, обсуждается и вопрос предоставления им сведений, содержащих банковскую тайну.
Условия, при которых органам государственной власти необходимы сведения, содержащие банковскую тайну, могут быть самыми разными. Это и:
- — анализ и проверка достоверности бухгалтерских балансов и иных финансовых документов в первую очередь в рамках промежуточной отчетности;
- — оценка активности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица;
- — проверка задекларированного юридическим лицом вида деятельности (например, при получении юридическим лицом кредита);
- — проверка фирмы на ее позиционирование и лояльность по отношению к честному, зрелому бизнесу;
- — проверка налоговой дисциплины юридического лица;
- — проверка общего числа расчетных счетов, которые имеет фирма, и целей, в которых они используются;
- — выявление связей между двумя и более физическими и юридическими лицами и т. д.
В ходе выполнения своих задач, выше перечисленные и другие органы контроля над финансовой деятельностью могут требовать предоставление им сведений, содержащих банковскую тайну.
Так, например, в настоящее время Федеральная налоговая служба проводит активную политику по борьбе со схемами ухода от «зарплатных» налогов. Делать вывод о том, что в какой-либо организации существует необоснованно низкая заработная плата у персонала, налоговые органы могут на основе изучения конфиденциальных сведений о состоянии счетов компании и о направлениях распределения средств с них. Однако банки не всегда готовы предоставлять эти сведения, правомерно считая их банковской тайной.
В связи с ужесточением политики государства в области финансового контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банки должны предоставлять сведения о финансовых операциях своих клиентов, которые определяются контролирующими органами как «подозрительные». При этом банки являются обязанными информировать о сделках клиентов, осуществляемых через их систему, что приводит к потере значимости самого понятия «банковская тайна», как в глазах самих банкиров и государственных служащих, так и в глазах клиентов.
Государственные органы финансового контроля требуют от банков предоставления им сведений о валютных операциях граждан, что также вызывает вопрос о допустимости или недопустимости использования конфиденциальной информации без наличия прямых фактов, указывающих на преступный характер деятельности этих лиц.
Следует отметить и тот факт, что в условиях кризиса государственные органы различных стран мира, в том числе и в России, требуют от финансовых учреждений максимальной прозрачности. В связи с этим кредитные организации должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну налоговым органам, органам, осуществляющим надзор за легализацией доходов, полученных преступным путем и т. д. При этом в целях раскрытия фактов незаконной банковской деятельности; мошенничества; лжепредпринимательства; незаконного предпринимательства изучается информация о клиентах банков не только непосредственно уличенных в совершении этих и других преступлений, но и деятельность которых, по определенным показателям (например, совершение банковской операции на сумму равную или превышающую сумму в 600 тыс. руб.) вызывает подозрения у государственных органов.
Все это позволяет говорить о наличии проблем в области предоставления информации финансовым контрольным органам, законодательного закрепления общего порядка получения этими органами сведений, составляющих банковскую тайну. Это и обусловливает социальную значимость данной работы.
Актуальность темы
исследования повышается в связи с Проектом Федерального закона N 217 225−5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части приведения отдельных положений национального законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ), уже принятом в первом чтении. Проект Федерального закона N 217 225−5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части приведения отдельных положений национального законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ) // СПС КонсультантПлюс Проблема изучения вопросов, раскрывающих особенности правового института банковской тайны в России, в отечественной научной литературе рассматривается уже достаточно давно. Так ей посвящены работы И. Л. Бачило, А. Ю. Викулина, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Н. А. Куфаковой, К. А. Маркеловой, О. М. Олейника, А. Ю. Савина, Э. Д. Соколовой, А. А. Снытникова, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичевой, И. А. Юрченко и др. Многие из этих специалистов рассматривают проблему изучения банковской тайны в рамках исследований налогового, банковского, валютного, информационного права.
Как отмечает Э. Л. Страунинг, «только с 2000 г. было подготовлено и защищено не менее десяти диссертационных исследований, рассматривающих проблемы реализации и защиты права на банковскую тайну. Тем не менее проблемы правового регулирования отношений, связанных с реализацией права на банковскую тайну, нельзя назвать решенными в полной мере. Общественные отношения развиваются настолько стремительно, что определения, подходы к решению тех или иных проблем, казавшиеся оптимальными еще некоторое время назад, сегодня уже нельзя признать достаточными. Подтверждением этому является необходимость постоянного восполнения судебно-арбитражной практикой пробелов в правовом регулировании таких отношений» Страунинг Э. Л. О банковской тайне в условиях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма/Право и экономика. № 10. 2007. Данный факт и обусловливает научную актуальность данной работы.
К этому следует добавить, что анализ последних исследований в этой области показывает малочисленность работ по изучаемой нами проблеме в русле финансово-правовых аспектов.
Так, например, в работе Н. В. Лисициной «Банковская тайна как объект правового регулирования», приведен системный анализ проблемы банковской тайны, однако эта работа написана в аспекте взаимосвязи гражданского и уголовно-процессуального законодательства Лисицина Н. В. Банковская тайна как объект правового регулирования. Дис… канд. юрид. наук. — М., 2003.
В диссертационном исследовании М. А. Власюка «Гражданско-правовое регулирование банковской тайны» диссертантом рассматривается гражданско-правовое регулирование банковской тайны Власюк М. А. Гражданско-правовое регулирование банковской тайны [Текст]: автореф. дис… канд. юрид. наук / М. А. Власюк; Башкирский гос. ун-т. — Краснодар, 2008. — 22 с. .
В диссертационном исследовании Ю. В. Кайновой (специальность 12.00.14) — рассмотрен административно-правовой аспект Кайнова Ю. В. Правовое регулирование банковской тайны в Российской Федерации: (адм.-правовой аспект): автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.14 / Ю. В. Кайнова; С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. — СПб., 2008. — 17 с.
И.А. Юрченко анализирует сведения, составляющие банковскую тайну как предмет уголовно-правовой охраны Юрченко И. А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны. Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 2000.
Уголовно-правовые аспекты изучения режима банковской тайны отражены и в исследованиях О. В. Бараевой Бараева О. В. Банковская тайна в уголовном праве [Текст]: автореф. дис… канд. юрид. наук / Бараева О. В. — М.: [б. и.], 2004. — 26 с., Ю. В. Дубровского Дубровский Ю. В. Коммерческая, налоговая и банковская тайна: уголовно-правовой и криминологический аспекты [Текст]: автореф. дис… канд. юрид. наук / Дубровский Ю. В. — М.: [б. и.], 2005. — 19 с., А. Ф. Жигалова Жигалов А. Ф. Коммерческая и банковская тайна в российском уголовном законодательстве [Текст]: автореф. дис… канд. юрид. наук / А. Ф. Жигалов. — Нижний Новгород, 2000. — 28 с. и др.
Как мы видим, анализ института банковской тайны в рамках финансового права в этих и некоторых других исследованиях не рассматривается.
Таким образом, мы видим, что многогранная проблема определения правового статуса института банковской тайны всегда находилась в центре внимания исследований в области гражданского, информационного, уголовного права. Несмотря на это, сейчас можно констатировать, что она еще не является до конца изученной в финансово-правовом аспекте.
В связи со всем выше изложенным, мы можем определить следующие основные положения актуальности исследования.
- 1. Принятие на себя Российской Федерацией обязанности исполнять рекомендации Группы разработки финансовых мер (ФАТФ) требует более детального и пристального изучения регулирования финансово-правовых основ банковской тайны.
- 2. В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение понятия банковской тайны, а правовое регулирование условий правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну, является разрозненной совокупностью норм различных отраслей законодательства, зачастую имеющих перекрестную отсылку, что в свою очередь затрудняет практическое применение ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
- 3. Существует проблема доступа и обеспечения сохранности банковской тайны в условиях использований конфиденциальных сведений в рамках деятельности государственных органов контроля над финансовой деятельностью, правоохранительных органов, а также при осуществлении судопроизводства.
- 4. Сегодня, когда в мире в связи с финансово-экономическим кризисом, происходит ужесточение политики в области расширения права государственных органов истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, важно, чтобы были защищены права юридических и физических лиц на сохранение в тайне конфиденциальной информации о себе. Только тогда эти лица будут доверять банковской системе, даже в условиях экономического кризиса, и не бояться за сохранение своей положительной финансовой репутации. Для этого и необходимо четко определить основные задачи и перспективы правового регулирования изучаемой нами проблемы.
Все это в совокупности и определяет актуальность научной разработки вопросов, связанных с институтом банковской тайны в России, и обусловливает выбор названной проблемы в качества темы диссертационной работы.
Объект исследования — совокупность общественных отношений в рамках института банковской тайны, определяемых современным законодательством Российской Федерации.
Предмет исследования — нормативно-правовая база, регламентирующая финансово-правовые механизмы практического применения института банковской тайны в России.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа правовых норм изучить финансово-правовые механизмы практического применения института банковской тайны в России.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
- 1. Рассмотреть сущность и роль института банковской тайны в финансовом праве.
- 2. Проанализировать международный опыт регулирования правового института банковской тайны.
- 3. Изучить особенности нормативно-правового регулирования института банковской тайны в российском законодательстве.
- 4. Провести анализ субъектного состава правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, а также правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну.
- 5. Осуществить финансово-правовой анализ сведений, составляющих банковскую тайну.
- 6. Рассмотреть проблемы обеспечения банковской тайны в процессе кредитования и при продаже портфелей проблемной задолженности.
- 7. Исследовать проблему соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны.
- 8. Выделить проблему ограничения банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности.
Методологическая база исследования. В диссертационной работе были использованы, как общенаучные (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение), так и частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, документальный, статистический) методы исследования.
Научная новизна диссертации определяется тем фактом, что нами будет осуществлено комплексное исследование вопросов урегулирования отношений в области банковской тайны в контексте финансово-правовых проблем практического применения данного института, предусматривающих расширение его значения и использования в юридической практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Перечень основных субъектов правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, во всех развитых странах практически одинаков, существенные различия наблюдаются лишь в субъектном составе правоотношений по правомерному раскрытию сведений, составляющих банковскую тайну. Прежде всего, это касается нормативного регулирования соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны.
Ужесточение, в связи с финансово-экономическим кризисом, международной политики в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, позволяет говорить о том, что банковская тайна перестает быть препятствием для получения информации, необходимой для принятия мер обусловленных борьбой с терроризмом, с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией, отмыванием доходов, полученных преступным путем.
2. Особенностью нормативно-правового регулирования института банковской тайны в нашей стране является то, что решение вопросов предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, зависит от субъекта, которому эти сведения предоставляются, а случаи и порядок предоставления сведений государственным органам и их должностным лицам должен быть установлен законодательно.
Поскольку к компетенции ЦБ РФ федеральным законодателем прямо не отнесено правовое регулирование института банковской тайны, а в ГК РФ имеется императивная норма о законодательном регулировании случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам, то ЦБ РФ имеет право регулировать все вопросы института банковской тайны, кроме регулирования случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам, при условии, что это отнесено к его компетенции федеральным законом.
Ведомственное правовое регулирование института банковской тайны в силу прямого указания п. 2 ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», возможно только в случае, если такое регулирование не является регулированием банковской деятельности.
- 3. Существующие противоречия в регулировании института банковской тайны между ГК РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», существование федерального законодательства, выпадающего из общей системы правового регулирования правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну, затрудняет практическое применение ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и приводит к многочисленным судебным разбирательствам.
- 4. В настоящее время в России наблюдается расширение перечня лиц, имеющих право истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну. При этом имеется тенденция, подразумевающая право государственных органов требовать информацию, превышающую список сведений, определяемый законодательством о банковской тайне.
- 5. В связи с расширением перечня лиц, имеющих право истребовать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну и ужесточением требований по отношению к банкам в области раскрытия конфиденциальных банковских сведений, необходимо принятие таких правовых решений, которые бы могли сохранить баланс между интересами в этой сфере физических и юридических лиц — клиентов кредитных организаций России и государственных органов контроля над финансовой деятельностью.
Нормативная база диссертационного исследования включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составляют научные труды в области:
- — информационного права (И.Л. Бачило, В. М. Богданов, О. А. Городов, Л. Р. Клебанов, В. И. Маркоменко, А. А. Снытников, А. В. Шамраев, И. А. Юрченко и др.);
- — финансового права (О.Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, Н. А. Куфакова, С. Пепеляев, А. Ю. Савин, Э. Д. Соколова, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева и др.);
- — банковского права (Ф.Ю. Викулин, М. В. Гвирцман, Ф. А. Газатуллин, О. М. Олейник и др.);
- — гражданского права (А.Г. Калпина, А. И. Масляева, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого и др.);
- — уголовного права (Б.В. Волженкин, А. В. Масленников, А. И. Рарог, М. Х. Хакулов и др.).
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили материалы опубликованной практики Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется изучением вклада, внесенного в науку основными подотраслями финансового права (налогового, банковского, валютного права), в разработку актуальных вопросов правового института банковской тайны. В теоретическом плане интерес представляют выводы о финансово-правовых аспектах режима банковской тайны, механизмах практического применения института банковской тайны, пределах доступа к этим сведениям государственных органов, регулирующих финансово-экономическую деятельность юридических и физических лиц и т. д. Выводы и основные итоги работы могут быть полезными при проведении дальнейших научных исследований, в рамках изучения правового института банковской тайны.
Практическая значимость данной работы обосновывается тем, что ее основные результаты и выводы могут быть актуальными для работников банковской сферы, государственных органов, которые в своей деятельности следуют нормам правовых актов, регламентирующих правоотношения в банковской сфере. Материалы диссертации могут быть также использованы в высших учебных заведениях, занимающихся выпуском специалистов в области финансового права, а также в системе повышения квалификации и переподготовки банковских служащих.
Структуру диссертации составили введение, три главы, заключение и библиография.
Во введении нами были рассмотрены актуальность изучаемой нами проблемы, поставлены цели и задачи исследования, определены его объект и предмет, а также сформулирована гипотеза исследования.
В первой главе диссертационной работы нами были рассмотрены финансово-правовые основы банковской. В частности мы проанализировали сущность и роль института банковской тайны в финансовом праве, рассмотрели международные стандарты и зарубежный опыт правового регулирования банковской тайны, изучили особенности нормативно-правового регулирования института банковской тайны в российском законодательстве.
Во второй главе исследования мы провели анализ субъектного и объектного состава банковской тайны. Так мы осуществили анализ субъектного состава правоотношений по поводу соблюдения правовых гарантий и обязанностей хранения банковской тайны, а также правомерного раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну и финансово-правовой анализ сведений, составляющих банковскую тайну.
В третьей главе работы «Финансово-правовые проблемы практического применения института банковской тайны» мы рассмотрели проблемы:
- — обеспечения банковской тайны в процессе кредитования и при продаже портфелей проблемной задолженности;
- — соотношения публично-правовых обязанностей банков в сфере налогообложения и соблюдения банковской тайны;
- — ограничения банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности.
В заключительной части работы нами были подведены итоги исследования, подтверждены гипотеза исследования и основные положения, выносимые нами на защиту.
Библиографический список включает в себя 291 источник.