Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Муниципальный маркетинг: содержание, цели, особенности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, которые объединены общей территорией. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление, как и в муниципальном районе, осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных… Читать ещё >

Муниципальный маркетинг: содержание, цели, особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность и роль муниципального маркетинга в реализации стратегических целей реформы местного самоуправления.

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 18.04.2005 г.) подчеркивается, что органы местного самоуправления должны обеспечить самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Они должны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие территории. Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Это и жилье, и коммунальные услуги: водои газоснабжение, образование, здравоохранение, транспорт и т. д.

В рамках проведения реформы местного самоуправления на территории РФ формируется двухуровневая система муниципального управления. При этом выделяются три основных типа муниципальных образований:

  • — городской округ;
  • — муниципальный район;
  • — городское, сельское поселение.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района. Они также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, которые объединены общей территорией. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление, как и в муниципальном районе, осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов). Здесь так же, как и в городском поселении местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местной власти.

Каждый тип муниципального образования наделяется собственным кругом полномочий и отвечает за определенный круг вопросов местного значения. До муниципальной реформы за решение ключевых вопросов, а также текущих проблем отвечает районная власть. Новый Федеральный Закон четко очертил ответственность городского, районного и поселенческого уровней, а также закрепил имущество, находящееся в собственности различных типов муниципальных образований.

Перенос центра управления на уровень муниципальных образований ставит перед местной администрацией задачу формирования новой системы организационно-экономических отношений:

  • — осуществить переход к новым муниципальным структурам;
  • — сформировать рыночные отношения между субъектами конкретного муниципального образования с субъектами РФ и страны в целом;
  • — разработать и реализовать эффективную стратегию развития муниципального образования;
  • — создать эффективную систему социальной защиты населения.

Муниципалитет становится координирующим центром принятия управленческих решений с учетом местных интересов, активным хозяйствующим субъектом, формирующим самостоятельно местный бюджет.

В силу ограниченности финансовых ресурсов на местном уровне важно усилить аналитическую функцию управления, сформировать в структуре местной администрации специальные подразделения по стратегическому планированию, маркетингу, инновационному менеджменту, привлечению инвестиций в развитие территории. Роль маркетинга на муниципальном уровне состоит не только в анализе рынка, спроса на продукцию, производимую на конкретной территории, но и в формировании благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционные поступления могут исходить от местных предпринимателей и из других муниципальных образований, из областного и федерального центров, от иностранных партнеров. Инвесторы не будут вкладывать свои средства в конкурентную отрасль, если не видят ее перспективы развития и приоритетность в рамках территории.

Безусловно, что большую роль в социально-экономическом развитии территории играет, прежде всего, потенциал тех предприятий и организаций, которые функционируют на территории муниципального образования.

В этой связи возрастает роль муниципального маркетинга, который на профессиональном уровне обеспечит комплексную оценку и рыночного, и технико-технологического, и кадрового потенциала организаций. Муниципальный маркетинг — это процесс управления, планирования и координации прямых связей городского (сельского) поселения с его различными партнерами и целевыми группами.

Маркетинг на муниципальном уровне означает комплексный, системный подход к управлению в рамках конкретной территории. Это система управления производством, продвижением товаров и услуг на местный и другие рынки, сбытом продукции, формированием товарной ценовой, коммуникативной политики. Использование муниципального маркетинга позволит задействовать большой потенциал низовых звеньев территориального управления: городов, районов, городских и сельских поселений.

Службы маркетинга в структурах местной администрации способны изучить спрос на товары и услуги, произведенные на конкретной территории, с помощью активной рекламы сформировать спрос, обеспечить эффективные каналы сбыта продукции.

Для координации работы различных предприятий и организаций города необходимо иметь бизнес — проект территории. Маркетологи формируют для этого информацию по таким вопросам:

  • 1. Какие организации расположены и функционируют на данной территории, какова их форма собственности?
  • 2. Какие организации пополняют местный бюджет, а какие требуют поддержки?
  • 3. Какие предприятия являются финансово устойчивыми, каково в целом финансовое положение предприятий, особенно муниципальных?
  • 4. Какие товары (услуги) остаются на местном рынке и в каком объеме?
  • 5. Уровень спроса на местные товары и услуги на данной территории и за ее пределами.

На базе такой информации сбалансируется спрос и предложение товаров (услуг) на местном рынке.

Маркетинг города, следовательно, направлен на оптимизацию соотношения между услугами администрации. Объемом товарной массы (и услуг) и спросом на них населения, компаний, туристов и других посетителей данного муниципального образования. Это современная технология управления территорией.

Особенности муниципального маркетинга:

  • 1. Он способствует расширению влияния города вовне, на другие территории для достижения своих целей, формированию имиджа территории;
  • 2. Он служит инструментом конкурентоспособности города, (района, села), механизмом наиболее эффективного решения тех проблем развития, которые труднее решать, не опираясь на принципы маркетинга. Это такие проблемы, как дефицит инвестиций, слабая финансовая база местного самоуправления, экономические проблемы и пр.;
  • 3. Это современный инструмент формирования представления о перспективах развития производственно-экономического комплекса муниципального образования и отраслей с учетом их бюджетно-финансовой и социальной значимости, инвестиционной привлекательности, конкурентных и рыночных преимуществ, обеспеченности природными ресурсами;
  • 4. Роль маркетологов состоит также в выявлении спроса и потребности в инвестициях по конкретным отраслям и сферам экономики муниципального образования на базе экспертизы инвестиционных проектов и бизнес — планов, подготовленных хозяйствующими субъектами.

Следовательно, муниципальный маркетинг является эффективным инструментом управления муниципальным образованием, механизмом экономической реализации муниципальной собственности.

Это обусловлено тем, что опираясь на маркетинговую информацию о конъюнктуре рынка, спроса на товары и услуги, произведенные на конкретной территории, местная администрация может определить приоритеты развития социальной сферы и экономики региона и сформировать оптимальную стратегию.

Принципы стратегического планирования и развития муниципального образования.

Реформа местного самоуправления нацелена на формирование условий эффективного решения социально — экономических проблем населения и экономического развития территории муниципального образования. В силу этого важно усилить роль координирующей функции муниципальных органов власти в формировании и реализации стратегии экономического развития конкретной территории. Особую роль играет кардинальное преобразование сферы управления муниципальной собственностью, что связано с саморазвитием муниципальных образований, с рациональным использованием собственного потенциала территории.

Во многих территориальных образованиях имеются достаточные объемы собственных ресурсов, но они нередко неэффективно используются. Местным органам власти важно более широко использовать технологию аутсорсинга, т. е., для делегирования ряда своих полномочий субъектам хозяйствования, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его реализации, регулируя хозяйственные пропорции в местной экономике. Низкие доходы населения снижают возможности местной администрации по привлечению этих доходов для решения задач эффективной организации муниципального хозяйства.

В силу этого местные органы власти должны проводить следующие направления стратегического развития территории:

  • — обеспечить высокую эффективность использования местных природных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • — осуществлять поддержку предпринимательства и создавать условия для его развития в целях насыщения потребительского рынка и организации новых рабочих мест, оказывать реальную поддержку малого бизнеса;
  • — формировать рынок жилья и более широко использовать аренду муниципального фонда для создания МП;
  • — создавать инфраструктуру рыночных отношений (коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, торговые дома и товарные биржи, биржи труда и пр.);
  • — содействовать развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Суть стратегической линии управления муниципальным образованием (МО) состоит в превращении органов самоуправления с помощью экономических методов в подлинных хозяев территории, обладающих реальной властью.

Только так они могут выполнять свои функции управления. Муниципалитет является координирующим органом, который формирует свои экономические отношения на договорной основе с другими субъектами хозяйствования в целях интересов населения.

Необходимо создать эффективную систему управления самим процессом реформирования экономики, чтобы обеспечить четкое разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Важно также более активно использовать систему стратегического планирования МО, что является аналитической базой формирования стратегических решений.

В процессе стратегического планирования администрация МО осуществляет постановку следующих интегральных задач, которые затрагивают условия и интересы жизнедеятельности населения и субъектов хозяйствования:

  • 1. определение профиля хозяйственной специализации МО, соответствующего ресурсной и экологически природной компоненте территории муниципального образования;
  • 2. уточнение доминирующей функции МО в системе внутриобластных связей (транспортный узел, энергетический комплекс, рекреационная территория), т. е., выявление, какая функция наиболее востребована, что и будет определять хозяйственный статус в региональной экономике;
  • 3. идентификация наиболее конкурентоспособных отраслей, секторов и корпоративных структур экономики МО с точки зрения наиболее перспективных сегментов рынка;
  • 4. осуществление диагностики сбалансированности воспроизводственных пропорций экономики города (сельского поселения) в целом: соответствия производства и потребления, развития производственной инфраструктуры и сферы услуг, ввоза — вывоза товаров, накопления и потребление и других базовых пропорций;
  • 5. установление степени самодостаточности экономики МО (функции донора или реципиента, соотношение экспорта — импорта продукции, удельный вес внутреннего регионального продукта в общем объеме производства региона);
  • 6. уточнение системы механизмов взаимосвязей с бюджетным процессом;
  • 7. оценка инвестиционного климата и уровня инвестиционного риска МО.

Принципы стратегического планирования муниципального образования:

  • 1. единство, целостность и взаимосвязь концепций, целей, задач, приоритетов и механизмов реализации стратегического плана МО;
  • 2. структурирование целей и задач по степени их важности и подчиненности миссии МО;
  • 3. вариантность плана;
  • 4. сбалансированность задач и ресурсов плана;
  • 5. согласованность параметров плана с тенденциями развития внешней среды;
  • 6. адаптивность планирования к динамике внешней среды;
  • 7. преемственность стратегического планирования, долгосрочных и краткосрочных планов развития МО;
  • 8. ориентация плана на преодоление воспроизводственных диспропорций, обеспечение экономической безопасности МО, снижение действия конфликтных факторов в социальной сфере;
  • 9. накопление базы данных и использование современных информационных технологий.

Данные принципы реализуются с помощью маркетинговых технологий. Это — диагностика внутреннего потенциала МО. Это SWOT — анализ, т. е., определение сильных и слабых сторон МО, возможностей и угроз, исходящих из внешней, рыночной среды.

Другим методом анализа является STEP — анализ, т. е., исследование социальных, технико-технологических, экономических и политических факторов.

STEP — анализ является разновидностью экспертного анализа. Эксперты разделяются на команды по числу основных подсистем организации. они определяют состав основных значимых факторов макросреды и ранжируют их по значимости, отдельно для каждой группы факторов. Результаты работы подводятся в два этапа: сначала выявляются индивидуальные мнения всех участников, а затем — мнения команд? После этого принимаются наиболее оптимальные стратегические решения по развитию МО.

Преимущество использования STEP — анализа:

Во-первых, когда руководитель со своими сотрудниками, особенно отдела маркетинга и стратегического планирования, работает со STEP — факторами, он начинает думать о внешнем окружении и оценивать все внешние факторы.

Во-вторых, руководитель приобретает опыт диагностики не только внутреннего потенциала фирмы либо МО, но и анализирует внешнее окружение, риски и опасности, исходящие от рыночной среды.

В-третьих, анализируя комплекс факторов внешнего окружения администрация МО получает целостную картинку, а не отдельные факторы внешней среды.

В-четвертых, вырабатывается устойчивая привычка не уделять внимание только внутренним проблемам МО, а оценивать внешнюю среду.

Можно выделить основные социальные факторы STEP — анализа:

  • — жизненный уровень населения МО;
  • — общественные ценности и моральные нормы;
  • — уровень образования;
  • — социальная стратификация общества;
  • — население и соотношение городского и сельского населения;
  • — партии и движения;
  • -межнациональные отношения;
  • — миграционные процессы.

Технико-технологические факторы:

  • — подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства;
  • — ресурсосберегающие технологии;
  • — общий уровень технического развития;
  • — глобальные информационные технологии;
  • — эколого-ориентированные технологии;
  • — конверсия и «двойные» технологии;
  • — финансирование НИОКР.

Экономические факторы:

  • — кредитная политика государства;
  • — налоговая политика;
  • — динамика экономического роста;
  • — покупательная способность населения;
  • — инвестиционная политика государства и регионов;
  • — межрегиональные связи и пространственная организация;
  • — дефицит бюджета;
  • — уровень инфляции в стране и регионе;
  • — мировые цены на энергоносители;
  • — источники сырья и материалов;
  • — состояние мировых рынков;
  • — доля импорта во внешнеторговом обороте;
  • — изменения в издержках (себестоимости продукции);
  • — развитие рыночных отношений на национальном рынке.

Политические факторы:

  • — внутриполитическая обстановка в государстве;
  • — эффективность работы законодательной власти;
  • — президент и его представители в регионе;
  • — влияние городской (сельской) администрации и губернатора;
  • — международная обстановка;
  • — поляризация политических симпатий населения;
  • — политические конфликты.

Можно выделить основные факторы SWOT — анализа:

Таблица — г. Ростова-на-Дону:

Муниципальный маркетинг: содержание, цели, особенности.

Можно выделить организационно-методические требования к стратегическому планированию МО:

  • 1. Следует четко определить, кто является адресатом стратегического плана: Администрация города, области, сообщество предпринимателей МО, общественные организации, партии, движения;
  • 2. Стратегическое планирование должна сопровождать коммуникативная стратегия, которая обеспечивает подключение к разработке планов всех заинтересованных физических и юридических лиц;
  • 3. Приоритеты и предпринимательские стратегии должны быть ориентированы на имеющиеся ресурсы: административные, Научные, природные, информационные, финансовые, инвестиционные;
  • 4. Стратегические планы должны постоянно оцениваться, корректироваться с учетом реалий текущего состояния, а также конкретизироваться путем принятия краткосрочных и специализированных планов и программ.

В процессе формирования стратегии развития МО служба маркетинга при Администрации города или ТПП должна собрать «фирменную информацию». Данное понятие означает информацию о фирмах, выпускаемых аналогичную продукцию и о фирмах — конкурентах. Сбор, обработка и накопление фирменной информации — это именно тот раздел маркетинговых исследований, который выполняется аналитическим отделом маркетинговой службы.

Накопление и систематизация фирменной информации может идти по двум направлениям:

  • 1. сбор, обработка и накопление фирменной информации о технической стороне исследуемых объектов (о фирмах региона и конкурентах);
  • 2. сбор, обработка и накопление фирменной информации по проблемам конкурентоспособности рассматриваемых объектов, конъюнктуры рынка, т. е., вопросов, непосредственно связанных с маркетинговыми исследованиями.

Сбор информации осуществляется по такой схеме:

  • 1. Общая характеристика фирмы, ее сфера деятельности, адрес, электронный номер, факс, телефон;
  • 2. Роль фирмы на мировом рынке и в регионе, товарная структура годового оборота фирма;
  • 3. Производственная база: основные фирмы, размещения их по стране и за рубежом, последняя реконструкция и модернизация, мощности заводов (по выпуску продукции, объему потребляемых ресурсов, числу занятых). Производственные площади, основные технологические схемы, посредники по поставкам сырья, оборудования, технологий. Уровень технической оснащенности, средства автоматизации производства;
  • 4. Научно-технический потенциал: основные направления НИОКР, сотрудничество в этой области с другими институтами. Удельный вес технических новинок, обновление номенклатуры продукции (в среднем за год в %) затраты на НИОКР (в стоимостном выражении и в % к обороту). Структура этих расходов;
  • 5. Реализация продукции на внешних рынках: доля экспорта в годовом обороте, товарная структура экспорта, основные сегменты покупателей экспортной продукции;
  • 6. Организационная структура: основные и вспомогательные структурные подразделения, организационная модель управления. Дочерние компании в стране и за рубежом. Руководители компании и основных производственных подразделений;
  • 7. Основные финансово-экономические показатели:
    • — оборот (годовая выручка от реализации продукции);
    • — издержки производства и сбыта;
    • — амортизированные отчисления;
    • — прибыль (валовая и чистая), ее динамика за последние 2−3 года;
    • — балансовая стоимость основных фондов;
    • — затраты на расширение и обновление основного капитала;
    • — затраты на НИОКР (за год);
    • — рентабельность продукции, производительность труда, фондоотдача;
    • — показатели ликвидности; численность занятых и структура персонала.
  • 8. Деловые отношения фирмы в России и внешнеэкономические связи: соглашение о производственном и научно-техническом сотрудничестве, экспортно-импортные сделки, структура экспорта-импорта, рекомендации о совершенствовании ВЭД.

На базе такой информации можно сформировать наиболее эффективные направления развития экономики МО.

Роль маркетинговой информации в формировании муниципального заказа.

Муниципальный заказ размещается на конкурсной основе, но нужно оценить какие предприятия, организации услуг производят продукцию (услуги, работы) под рыночный спрос, и нуждаются в поддержке муниципальной администрации.

Служба маркетинга при муниципальной власти дает информацию именно о таких предприятиях и организациях.

Получив муниципальный заказ, предприятие получает такую возможность:

  • — получить финансовые ресурсы (на ремонт больниц, школ, дорог и пр.);
  • — иметь приоритетное право на реализацию товаров, услуг, работ через региональную оптовую и розничную торговлю.

На базе маркетинговой информации муниципальная Администрация заключает договора на выполнение различных работ.

Важным инструментом регулирования городской экономики является организация и проведение инвестиционных конкурсов или торгов. В предоставляемых документах особо выделяется раздел по маркетингу, где рассчитывается спрос на продукцию (услуги, работы), емкость рынка, уровень конкуренции, динамика цен. Эти инвестиции должны направляться на социально значимые объекты.

В связи с ограниченностью финансовой базы местного самоуправления, важно развивать межмуниципальное сотрудничество. Об этом говорится и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст. 8). Для этого в каждом субъекте РФ может быть образован Совет муниципальных образований в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, гибкого перераспределения финансовых ресурсов. Могут образовываться и муниципальные объединения.

Служба маркетинга на муниципальном уровне может формироваться по смешанному варианту.

В ней создаются подразделения, ориентированные на товар (услугу), но они подразделяются по товарным группам:

  • а) управление промышленными, сельскохозяйственными товарами, потребительскими, инвестиционными товарами, услугами;
  • б) подразделения, ориентированные на рынок (данного региона, России в целом, зарубежные рынки). Маркетологи изучают эти рынки.

Наиболее целесообразно в городах формировать отдел маркетинга по мешанному варианту финансирования.

Это — матричная модель.

Служба маркетинга финансируется за счет средств местного бюджета и средств частных компаний.

В таком Центре маркетинга могут быть созданы:

  • — Отдел стратегического планирования, который определяет стратегию развития города.
  • — Отдел «фирменной информации».
  • — Рекламно-издательский отдел для рекламы товаров (услуг, работ) местного производства.
  • — Юридическая служба, обеспечивающая правовую основу работы службы маркетинга.
  • — Служба анализа рынка.
  • — Отдел подготовки специалистов — маркетологов для предприятий города.

Служба муниципального маркетинга должна сформировать два банка данных:

  • 1. Банк типовых моделей: модель организации отдела маркетинга в отраслевом разрезе, модель рыночного ценообразования, модель товарной, сбытовой политики;
  • 2. Информационный банк: информация о спросе, предложении продукции (услуг, работ), о конкурентах, динамике цен и пр.

В г. Ростове-на-Дону создан отдел маркетинга при Администрации города, также в г. Шахты, г. Белгороде и других МО ЮФО. Основная задача отдела — соединить производителей и потребителей продукции.

Роль маркетинговой информации возрастает с 90-х годов ХХ века и особенно остро в условиях глобального кризиса 2008;2009 годов, поскольку важно восстановить спрос и найти новые рынки сбыта. Это также важно в связи с приоритетностью развития экономики и восстановлением планирования и прогнозирования социально-экономического развития МО.

Высокоразвитая экономика обеспечит и решение социальных проблем МО: снизится уровень безработицы, сформируются новые рабочие места, активно модернизируются объекты социальной сферы. Но регулирование муниципальной экономики требует знаний рыночных основ и технологии управления спросом. Эти знания дает маркетинг.

В современных условиях типичной формой отношений местной Администрации стали договорные отношения. Органы местного самоуправления заключают договора с различными организациями на выполнение различных работ по производству, переработки и реализации продукции, оказанию услуг. И в этой цепочке важное место занимает отдел маркетинга. В тесном контакте со службой маркетинга работают Инновационные центры при местной Администрации.

Такие Центры активно работают в ряде городов Свердловской, Белгородской, Московской, Ленинградской областей. Данные Центры разрабатывают и внедряют научно-технические и экономические проекты, имеющие перспективное значение для развития МО.

Рис. 6. — Модель взаимодействия муниципальной службы с отделом маркетинга:

Муниципальный маркетинг: содержание, цели, особенности.

Большой опыт работы таких Инновационных центров накоплен в Великобритании, Франции, Германии, Японии. Они оказывают такие услуги предпринимателям:

  • — юридические услуги;
  • — участвуют в различных экономических отношениях (сдача в аренду оборудования, проведение рекламной кампании, продвижение продукции на рынке и др.).

Местное самоуправление должно активно формировать собственную базу экономического развития. Ее основой является предпринимательская среда с соответствующей инфраструктурой, поддержка перспективных производств, градообразующих предприятий.

Они являются мультипликаторами экономического роста. Важно поддерживать малый бизнес. Например, в г. Москве 55% налогов города обеспечивают сотни тысяч малых и средних предприятий, а мультипликаторами роста стали не только научно-технические предприятия и организации, но и гостиничные туристические организации, имущественно — земельные (риэлторские), торговые, строительные, «мини» перерабатывающие производства аграрной сферы. В МО России важно активно формировать Информационные центры, поскольку они помогут сформировать первоначальный капитал для организации малого и среднего бизнеса, для привлечения коммерческих банков в качестве инвесторов для организации МП.

Через такие Центры сдается в аренду муниципальное имущество, формируются доходы местных бюджетов и реализуется муниципальная собственность.

Эти Центры помогают бизнес — структурам работать на рынке ценных бумаг, эффективно реализовать свои товары, услуги. Например, муниципальное предприятие «Спецавтотранс» г. Ростова-на-Дону покрыло задолженностью по налогу на прибыль его услугами по уборке территории города, что сэкономило средства городского бюджета на эти цели.

Интересен опыт поселения Шухта Дагестана, где создан аграрный союз собственников — совладельцев этого МО. Членами Союза стали работники АПК, здравоохранения, образования, культуры и охраны общественного порядка (милиция). Они обладают полномочиями собственников земли, средств производства и держателей лицевых счетов. Члены данной коллективной формы самоуправления, обладая самостоятельностью, участвуют в управлении производством в качестве собственников. Эта модель органично сочетает в себе отраслевые и территориальные, производственные и социальные интересы муниципальных образований.

Но есть и острые проблемы в управлении МО.

  • 1. Пока не сформированы результативные системы экономических отношений местной администрации и предпринимателей. Органы местного самоуправления недостаточно активно участвуют в управлении имуществом с помощью пакетов имеющихся у них акций. Это ослабляет контроль над Акционерными обществами, другими частными структурами. Не используются и возможности привлечения финансовых средств частных компаний для развития экономики и специальной сферы города. Слабо наращиваются объемы муниципальной собственности. Низок уровень коллективных форм самоуправления. Акционеры слабо воздействуют на деятельность АО, на дивидендную политику, на распределение прибыли, на управление собственностью.
  • 2. Крайне низка инвестиционная активность муниципальных предприятий, недостаточно средств направляется на развитие реального сектора и социальной сферы. Сокращаются и государственные средства в реконструкцию муниципальных предприятий. Сами органы местного самоуправления наделены правом создать новые муниципальные предприятия, осуществлять хозяйственную деятельность и способствовать улучшению работы муниципальных предприятий (Утверждать Уставы, назначать и снимать директоров, проводить реструктуризацию, обновление основных фондов и пр.).

Растет доля убыточных предприятий, снижается численность муниципальных предприятий. Объемы муниципального производства снизились во многих городах России и ЮФО в черной металлургии, машиностроении, металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности, строительном комплексе, в легкой и пищевой промышленности. Возросла безработица во многих МО России.

Органы местного самоуправления для сглаживания проблем на рынке труда применяют такие меры:

  • — обучение специалистов, попавших в разряд безработных в связи с глобальным кризисом 2008;2009 гг., новым профессиям;
  • — переквалификация персонала и обеспечение смены места работы, и места жительства;
  • — расширение общественных работ;
  • — заключение трехсторонних соглашений при трудоустройстве: между администрацией города, собственниками частных компаний, профсоюзами.

Местная администрация более активно должна поддерживать малый и средний бизнес, сферу инноваций и услуг, поскольку они могут в перспективе стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в целом. сбыт рынок маркетинг Финансовая устойчивость и эффективность работы муниципалитетов органично связаны с активностью субъектов хозяйствования, что во многом зависит от профессионализма местных руководителей грамотно и эффективно хозяйствовать, определять приоритеты, «узкие места», «болевые точки» развития муниципального хозяйства, от готовности снимать административные барьеры и открывать рынки для предпринимателей не только своего региона, но и других территорий.

Не менее важно наладить обратные связи муниципальных служащих с предприятиями МО, коллегиально решать острые вопросы, проблемы, усилить контрольные функции органов власти и поддержку тех предприятий, кто реализует собственные инновационные проекты и бизнес — планы, проводит реструктуризацию предприятия.

Поскольку усложняются задачи органов местного самоуправления, постольку необходимо обеспечить повышение квалификации муниципальных служащих.

Они должны овладеть такими современными дисциплинами, как маркетинг, стратегический менеджмент, управление инновациями, финансовый менеджмент, корпоративное управление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой