Состояние системы оплаты труда в России и за рубежом
В ходе анализа необходимо также учитывать степень зависимости доходов предприятий от рыночной или нерыночной оценки их деятельности. Понятно, что частное предприятие, выпускающее продукцию, за которую потребитель расплачивается на рынке, имеет одни критерии оценки деятельности своих сотрудников. В то время как частное предприятие, получившее государственный заказ с финансированием по отчетности… Читать ещё >
Состояние системы оплаты труда в России и за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении ряда последних лет на многих предприятиях России наблюдаются довольно низкий уровень оплаты, а также значительные задержки в ее выплате. Причины такого положения обусловлены как макроэкономическими, так и микроэкономическими факторами.
Во-первых, общий монетаристский курс стабилизации экономики, жесткость финансовой политики правительства, направленной на сжатие денежной массы в экономике. Во-вторых, неготовность многих руководителей предприятий работать в условиях рынка и многочисленные прямые злоупотребления. Так, проверки КРУ Минфина РФ и Гострудинспекции в 90-х годах в регионах, которым были выделены средства для погашения задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам, показали, что в 29 субъектах РФ из 51 значительная часть этих средств была использована не по назначению. Рывкина Р., Колесникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения // Вопросы экономики. 2010. № 2. С.23−24. Такое положение обусловливалось отсутствием четких правовых норм, предусматривающих административную или иную ответственность за подобные действия.
В настоящее время Государственная Дума приняла закон, в соответствии с которым руководители предприятий, не выплачивающие заработную плату в течение времени, превышающего два месяца, привлекаются к денежным штрафам или к тюремному заключению на срок до двух лет, но только если будет доказано, что эти действия совершались по корыстному умыслу.
Традиционно низкий уровень оплаты труда в нашей стране явился одной из причин скрытой безработицы, поскольку обусловливал низкие издержки предприятий, а также негативно сказался на занятости в целом и ее структуре, усилив переток рабочей силы в относительно технически отсталые сырьевые отрасли и в производства с преобладанием малоквалифицированного труда. Также низкий уровень заработной платы привел к сужению и деформации потребительского рынка, повышая спрос на товары низкого качества и снижая его на товары длительного пользования, что вызвало падение объемов производства и занятости в отраслях с относительно передовыми технологиями и квалифицированными работниками. К этому следует добавить, что низкий уровень оплаты труда не стимулирует руководителей предприятий к внедрению новой техники, поскольку дешевизна рабочей силы финансово оправдывает низкий технологический уровень производства, притом, что цена на новую технику весьма высокая.
В этих условиях изменяется роль государства в регулировании заработной платы. В международной практике государственное регулирование заработной платы призвано обеспечивать определенный уровень жизни населения, что достигается прямым законодательным установлением минимума заработной платы или стимулированием предпринимателей корректировать заработную плату с учетом индекса цен, а также налоговой политикой.
Минимальная заработная плата определяет затраты на воспроизводство неквалифицированной рабочей силы, выполняющей простые работы в нормальных организационно-технических и природных условиях. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы в Конвенции Международной организации труда № 131 от 1970 года «О минимальной заработной плате» называются: Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. И. И. Столярова. М.: Дело, 2005. С.102−103.
- 1) потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат, доходов других социальных групп;
- 2) факторы экономического характера (объем и темпы роста национального дохода, уровень занятости и др.).
Таким образом, можно определить минимум заработной платы как определенный компромисс между социальными потребностями и экономическими возможностями общества. С этим связана и такая функция минимальной заработной платы, как справочная база для исчисления некоторых пособий и социальных выплат, например, по безработице, на детей и др.
Практика установления минимальной заработной платы весьма разнообразна. В США она устанавливается на национальном уровне, притом, что другие ставки на фирмах могут быть значительно выше, как, например, в обрабатывающей промышленности, где они в среднем превышают национальные более чем в два раза. Также национальному регулированию и регулярному пересмотру в соответствии с ростом цен подлежит уровень минимальной заработной платы в Бельгии, Франции, Нидерландах. В Великобритании, Германии, Италии, Дании минимальный уровень оплаты труда устанавливается коллективными договорами между предпринимателями и профсоюзами отраслей, которые пересматриваются каждые 1 — 2 года. Маренков Н. Л. Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Изд-во «Феникс». 2004. С. 183−184.
С минимумом заработной платы связана ее индексация. Наиболее распространено автоматическое повышение заработной платы с учетом изменения индекса цен за один определенный период — так называемая скользящая шкала заработной платы. Но существуют и другие варианты. В Бельгии, Греции, Дании, Италии и Нидерландах индексация заработной платы носит общенациональный характер и фиксируется в общенациональных соглашениях, которые заключаются между государством, предпринимателями и профсоюзами. Повышение происходит либо на периодической основе (ежеквартально, ежегодно), либо на основе так называемого «порога», то есть при достижении заранее установленного предела повышения цен.
В Японии, Великобритании. Швейцарии индексация заработной платы проводится на уровне отраслей и фирм путем заключения коллективных соглашений между предпринимателями и профсоюзами. В Австрии, Германии, Норвегии, Португалии, Швеции формальный механизм индексации вообще отсутствует, а покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра заработной платы в период заключения новых коллективных договоров. Никифорова А. А. Рынок труд: занятость и безработица. М.: Международные отношения. 2005. С. 57.
Прямое воздействие государства на уровень и соотношения в заработной плате распространяется только на государственные предприятия и учреждения. Установление заработной платы в государственном секторе базируется на двух основных принципах: с одной стороны, обеспечить достаточно высокий уровень оплаты для привлечения необходимого числа специалистов нужных профессий и квалификации, с другой — расходы должны соответствовать возможностям государства, сложившимся экономической и финансовой ситуациям.
В развитых странах значительное внимание уделяется установлению определенного баланса в оплате труда между государственным и частным секторами. Государство ведет активную работу по корректировке действия рыночного механизма самонастройки: осуществляются периодические обследования заработной платы, данные которой обрабатываются, анализируются и распространяются органами по труду в периодических или специальных изданиях. Полученная среднестатистическая заработная плата по отраслям, регионам и основным профессионально-квалификационным группам работников служит ориентиром для установления ставок заработной платы.
Так, анализ данных по США, Англии, Франции, Японии, Швеции, Германии позволяет сделать вывод, что максимальное соотношение заработной платы в различных отраслях промышленности составляет 1:3, притом, что отличие заработной платы в добывающих отраслях от ее уровня в обрабатывающей промышленности не превышает 30%. Ахинов Г. А. Социальные аспекты регулирования экономики. М.: МГУ, Теис, 2005. С.27−29.
В нашей стране следует отметить резкое снижение роли и ослабление требований государства к уровню оплаты труда. Как известно, в настоящее время минимальная ставка оплаты труда в месяц составляет около трех часовых минимальных ставок в США. Официальный прожиточный минимум составляет сумму в несколько раз большую, чем минимальная ставка.
Так, если в 1990 году отношение минимальной заработной платы к стоимости минимальной потребительской корзины составляло 0,71, то в 1995 г. — 0,13, а в настоящее время — около 0,2. Еще одним характерным показателем уровня минимальной заработной платы является его сопоставление со средней заработной платой. В 1968 году минимальная заработная плата составляла 51% от средней, в 1975 году — 41 — 48%, в 1985 году — 36−42%. В настоящее время — около 7%. Костин Л. Занятость, зарплата и инфляция // Человек и труд. 2006. № 2. С. 48.
Такое положение можно отнести к крупным просчетам правительства в сфере экономического регулирования процессов реформирования экономики, поскольку позволяет не разоряться в условиях кризиса даже самым неэффективным предприятиям, слабо стимулирует применение передовой техники и технологии, обусловливает наличие излишней численности. Против столь низкого уровня минимальной оплаты труда регулярно выступали и выступают профсоюзы, которые выдвинули требование постепенного приближения минимальной заработной платы к стоимости минимальной потребительской корзины и добились, начиная с 1993 года, включения этого требования в Генеральное соглашение между правительством, работодателями и профсоюзами.
Проблему выполнения заработной платой воспроизводственной и стимулирующей функций представляется целесообразным вести по двум основным направлениям. Первое направление связано с внешними факторами, определяющими оплату труда. Второе характеризует ее внутренние особенности.
Что касается внешних факторов, то наиболее значительным является безработица, вызванная общим падением производства, которая служит мощным стимулом держаться за рабочее место. Здесь, на первый взгляд, независимо от своего уровня, оплата труда выполняет стимулирующую функцию. Однако, если при этом заработная плата не выполняет воспроизводственной функции, то она создает антистимулы. Осознание невозможности удовлетворения самых минимальных потребностей при оплате по нижним разрядам тарифной сетки обусловливает отсутствие необходимой требовательности руководства к работникам данных категорий, которые, в свою очередь, начинают пренебрегать своими обязанностями.
Следующий внешний фактор — это высокий процент теневой экономики. Для значительной части работников основные интересы лежат вне сферы их официальной деятельности или отчетности, доходы по которой облагаются налогами. В результате рабочие места занимаются по заниженной цене, и картина предложения рабочей силы искажается. Никифорова А. А. Рынок труд: занятость и безработица. М.: Международные отношения. 2005. С. 58.
Нельзя не сказать и о таком факторе, как вхождение России в мировой рынок труда и капитала. Начавшиеся миграционные процессы обусловливают отток из страны высококвалифицированных и перспективных кадров, не желающих мириться с низкими заработками, в то время как в страну приезжают низкоквалифицированные работники из менее развитых стран, соглашающиеся работать за более низкую заработную плату. Это также способствует удержанию невысокого уровня оплаты труда.
Серьезную проблему создает и значительная дифференциация населения по уровню доходов. Так, наименьшая по численности, но обладающая преимущественной долей доходов часть населения формирует уровень жизни по мировым ценам, потребляя, в основном, продукцию импортного производства. Доходы же большей части населения не позволяют им приобретать даже товары отечественных производителей, что не дает последним возможности создавать рабочие места и т. д. В результате стоимость и цена рабочей силы все более отдаляются друг от друга. Львов Д. С., Овсиенко Ю. В. Об основных направлениях социально-экономических преобразований // Экономическая наука современной России. 2006. № 3. С. 60.
В ходе анализа необходимо также учитывать степень зависимости доходов предприятий от рыночной или нерыночной оценки их деятельности. Понятно, что частное предприятие, выпускающее продукцию, за которую потребитель расплачивается на рынке, имеет одни критерии оценки деятельности своих сотрудников. В то время как частное предприятие, получившее государственный заказ с финансированием по отчетности, имеет уже другие критерии. Интересная система критериев оценки деятельности и оплаты труда в бюджетных организациях, получивших разрешение на коммерческую деятельность. Свои особенности имеет и чисто бюджетная система, особенно система государственного управления. Причем, данное многообразие накладывается на региональные и отраслевые различия. Соболева И. Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном мировому // Человек и труд. 2006. № 6. С. 34.
В таких условиях в функции государства должно входить законодательное закрепление необходимости обеспечения минимального уровня воспроизводства рабочей силы, в соответствии с особенностями региона и составляющего примерно 60% средней заработной платы, как это предусмотрено подписанной нашим правительством Европейской Социальной Хартией. Данное решение обеспечит выведение «из тени» значительных средств, которые так или иначе доплачиваются работникам соответствующих категорий, а также заставит работодателей более эффективно организовывать свой персонал. Маренков Н. Л. Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Изд-во «Феникс». 2004. С. 187.
Следующая проблема состоит в том, чтобы обеспечить оплату в бюджетной сфере примерно на среднем уровне отраслей экономики. Может быть, для этого придется преобразовать систему финансирования бюджетной сферы на принципах адресности, учете конкретных потребностей, платности через специальные фонды. Особое место при этом занимает система государственного управления, разработка критериев оценки деятельности государственных служащих, их взаимосвязи с эффективностью функционирования управляемых объектов.
Что же касается остальных отраслей экономики с многообразием форм и методов стимулирования работников, то здесь роль государства сводится к законодательному регулированию режима труда и отдыха, определению основных параметров взаимодействия работника и работодателя, а также созданию оптимальной системы налогообложения.
Выводы к I главе
Главное назначение заработной платы состоит в том, чтобы обеспечить работнику уровень оплаты, соответствующий результатам его труда и стоимости рабочей силы на рынке труда.
Оплата труда работника производится исходя из сложности, квалификации и результативности труда и включает в себя основную и дополнительную заработную плату, вознаграждение за конечный результат, премию за основные результаты и материальную помощь.
Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями.
От структуры дохода существенно зависят:
- 1) мотивы, а, следовательно, и результаты деятельности людей, что непосредственно связано с экономикой предприятий, регионов и страны;
- 2) взаимоотношения между людьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;
- 3) качество жизни людей, характеризующее степень удовлетворения их потребностей.
Таким образом, структура доходов работников предприятий существенно и многоообразно влияет на условия жизни людей, деятельность предприятий и других социально-экономических систем.