Адаптация персонала.
Формирование персонала в современных организациях
Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. По отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации. Для организации главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей… Читать ещё >
Адаптация персонала. Формирование персонала в современных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Адаптация — это взаимное приспособление сотрудника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т. п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации [32].
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Виды адаптации:
- — первичная — приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности:
- — вторичная — приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности:
- — психофизиологическая — адаптация к новым физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарногигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха :
- — социально-психологическая — адаптация к новой социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм, ценностей и традиций организации, идентификация себя с какойлибо формальной или неформальной группой:
- — профессиональная — адаптация имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям организации, освоение новых для себя профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности:
- — организационная — адаптация к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма управления и функционирования организации, осознание ее миссии и основных факторов конкурентоспособности на внешнем рынке.
Для того чтобы адаптация новых сотрудников в организации проходила быстро, эффективно и приводила к оперативному включению новичка в жизнедеятельность организации, некоторые организации разрабатывают и реализуют специальную программу по адаптации сотрудника в организации. Такая программа может включать :
- — вручение новому сотруднику специальной памятки, брошюры, информационного издания, где содержатся самые необходимые сведения :
- — показ соответствующего видеофильма об организации:
- — встреча группы новых сотрудников с одним из ведущих руководителей организации:
- — многообразные способы предоставления новому сотруднику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы.
Успешная адаптация зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
- — качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников,
- — объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации сотрудников),
- — отработанность организационного механизма управления процессом адаптации,
- — престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации,
- — особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника,
- — наличие отработанной системы внедрения новшеств,
- — гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации,
- — особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе,
- — личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т. п. 28].
Особо следует обратить внимание на организационный механизм управления процессом адаптации. Неотработанность данного механизма для организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгов провозглашения ее необходимости.
Управление трудовой адаптации требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
Структурное закрепление функции управления адаптацией, Технология процесса управления адаптацией, Информационное обеспечение этого процесса.
Структурные закрепления функции управления адаптацией могут быть предложены следующие:
- — Выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в орг структуре системы управления персоналом.
- — Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам подразделений.
- — Развитие наставничества. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя.
- — Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом со службой организации управления.
Технология процесса управления адаптацией:
- — Организация семинаров, курсов и т. п. по различным аспектам адаптации,
- — Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником,
- — Проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств,
- — Специальные курсы подготовки наставников,
- — Подготовка замены кадров при их ротации.
Информационное обеспечение процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели делятся на объективные и субъективные. Объективные показатели характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями [21].
Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. По отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации. Для организации главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации, о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.