Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Реформы в АПК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень государственной поддержки находится во взаимосвязи с продуктивностью сельского хозяйства. В России на 1 га пашни объем господдержки — 5, 8 долл., в Евросоюзе — 604 долл. Стоимость валовой продукции на 1 га пашни в России — 232 долл. в Евросоюзе — 3275 долларов. Рост продуктивности также предполагается осуществить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения… Читать ещё >

Реформы в АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в полном реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.

Все эти проблемы вызывают необходимость проведения в стране эффективной аграрной реформы, основными направлениями которой являются:

  • 1) земельная реформа;
  • 2) утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности;
  • 3) приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
  • 4) создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;
  • 5) социальное преобразование села.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. В то же время не хватает земель для выделения фермерам и другим вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования участков для ведения личных подсобных хозяйств, земли которых могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О плате за землю», Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т. п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования на селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения образования, строительства дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.

Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агроком-бинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы ¾ продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы. Крестьянские хозяйства дают только 4, 5% общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3−5 лет, чтобы встать на ноги.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Предполагается в ближайшие годы обеспечить устойчивые темпы роста в АПК — 5−6%, в сельском хозяйстве — 4%. Выделены государственные приоритеты в сельском хозяйстве:

  • 1) развитие зернового экспорта;
  • 2) форсированное развитие животноводства в режиме импорто-замещения;
  • 3) повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;
  • 4) устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий. Ведущую роль в этом процессе играет национальный проект

«Эффективное сельское хозяйство», реализация которого началась в 2005 г. Государство субсидирует проценты по кредитам сельхозпредприятий (до 2/3 ставки Банка России), направляет бюджетные средства в уставные капиталы ОАО «Росагролизинг» (19, 3 млрд руб.) и ОАО «Россельхозбанк (19, 4 млрд руб), которые должны сформировать основу национальных систем сельскохозяйственного лизинга и системы специализированных сельскохозяйственных банков. Таким образом предполагается решить острые проблемы обновления основных фондов, повышения производительности труда, кредитования сельхозпредприятий.

За последние пять лет объемы бюджетной поддержки сельского хозяйства выросли в 5 раз. Государство также субсидирует часть затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования сельхозпредприятий. В 2002 г. был принят федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». В результате этих мер удельный вес убыточных предприятий в сельском хозяйстве снизился до 37%. Но в 2003 г. поддержка сельского хозяйства законодательно отнесена к полномочиям регионов, за исключением федеральных целевых программ. Это может привести к снижению уровня господдержки, так как региональные бюджеты малы.

С 1 января 2005 г. введен спецналог для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, который заменил НДС, налог на прибыль, на имущество и ЕСН. Налоговая ставка — 6% дохода.

Социальное развитие села будет проходить в рамках целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения. В настоящее время принята и реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года». Она предусматривает снижение бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширение несельскохозяйственной занятости, улучшение доступа сельских жителей к социальной и инженерной инфраструктуре. К 2008 г. предполагается снижение доли сельского населения с доходами ниже прожиточного минимумам до 38, 5%, увеличение доли жилья с водопроводом до 54%.

В Госдуме подготовлен проект Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Разработаны федеральные целевые про граммы «Развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства», «Сохранение плодородия почв на 2006;2010 гг. «, «Развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Большое значение в аграрной политике уделяется институциональным преобразованиям, реформированию отношений собственности. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: акционерных обществ открытого и закрытого типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% их общего числа приходится на предприятия акционерного типа — акционерные общества и товарищества, 45% - предприятия кооперативного типа — производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия. Развитие кооперативных отношений также является приоритетным направлением аграрной реформы.

Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интеграцииво всех ее формах от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке и хранению, и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием).

Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует более эффективного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, разрабатывается механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.

Различны направления федеральной поддержки по регионам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны — повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства — создание дополнительных источников доходовдля сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.

Предстоит осуществить финансовое оздоровлениеи реформировать неплатежеспособные сельхозпредприятия, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

Уровень государственной поддержки находится во взаимосвязи с продуктивностью сельского хозяйства. В России на 1 га пашни объем господдержки — 5, 8 долл., в Евросоюзе — 604 долл. Стоимость валовой продукции на 1 га пашни в России — 232 долл. в Евросоюзе — 3275 долларов. Рост продуктивности также предполагается осуществить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственнаякультур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры производства продукции животноводства.

Аграрная реформа предполагает создание эффективного общероссийского рынка сельскохозяйственной продукциина основе углубления специализации регионов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой