Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Регулирование рыночных отношений в агробизнесе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К механизмам саморегулирования в агропромышленном производстве следует отнести такие, как право: выбора форм хозяйственной или иной деятельности; использования продукции, а также доходов в соответствии с собственными намерениями; свободного выбора рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, работ и услуг; получения кредитов в любых кредитных… Читать ещё >

Введение. Регулирование рыночных отношений в агробизнесе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государство представляет политическую организацию общества, в совокупности государственный механизм как целую систему хозяйствования или способ воспроизводства с помощью экономических организационных форм, фундаментом которых являются отношения собственности, принципы их взаимодействия.

Государство превращается в организацию, выполняющую функцию управления экономикой страны. Государственный контроль экономики должен осуществляться с помощью налогов, расходов и, главное, законов.

При выборе мер государственного управления в целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо использовать макроэкономическую модель АПК для определения показателей: соотношения уровня доходов и цен, обеспечивающего население продуктами питания; себестоимости производства продовольственных товаров; системы таможенных тарифов и т. д.

Формирование агропродовольственного рынка охватывает решение комплекса экономических и организационных вопросов. Они включают достижение устойчивости и повышение эффективности производства, совершенствование всех форм собственности, выработку механизма паритетности обмена, системы цен равновесия, ориентированных на спрос и предложение, развитие предпринимательства и конкуренции, отработку правового механизма антимонопольного законодательства, формирование инфраструктуры рынка.

В системе рыночных отношений в аграрном секторе можно выделить две равные по значению составные части. Одной из них является гарантия свободного поведения на рынке сельскохозяйственных и других товаропроизводителей и покупателей на всех уровнях, что должно было бы определять оптимальное соотношение спроса и предложения. Другая составная часть — это экономические механизмы регулирования рыночных отношений, имеющие целью ориентировать субъектов рынка на эффективную деятельность, ресурсосбережение, экологизацию производства, обеспечивать необходимую социальную поддержку тем, кому она необходима.

Развитие конкурентоспособной продукции должно осуществляться на основе совершенствования законодательства в соответствии с требованиями международного конкурентного права и развития свободы конкуренции и повышения инвестиционной привлекательности.

Анализ показывает, что низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственное сырье и технику сделал произведенную продукцию неконкурентоспособной. Замедление темпов развития сельскохозяйственного производства объясняется, прежде всего, ухудшением качества произведенной продукции, снижением уровня интенсификации в условиях вытеснения товаропроизводителей с внутреннего рынка, увеличением импорта продовольствия.

Зарубежный опыт показывает, что сельское хозяйство относится к важнейшим сферам активного вмешательства государства. Показателем опосредованного государственного регулирования можно считать уровень бюджетной поддержки на произведенную продукцию.

К механизмам саморегулирования в агропромышленном производстве следует отнести такие, как право: выбора форм хозяйственной или иной деятельности; использования продукции, а также доходов в соответствии с собственными намерениями; свободного выбора рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, работ и услуг; получения кредитов в любых кредитных учреждениях на договорных или иных условиях.

Из всех проблем функционирования аграрного рынка наибольшее значение имеет формирование достаточно свободной, но регулируемой системы ценообразования. В ее основу следует заложить создание условий по поддержанию доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство, а также учет нормального платежеспособного спроса населения для эквивалентного обмена продукцией между сельским хозяйством и промышленностью. Весь комплекс проблем формирования продовольственного рынка определяет важнейшие принципы его функционирования. По мнению многих ученых таковыми являются:

  • — принцип социальной направленности рыночных преобразований в продовольственном комплексе;
  • — принцип сочетания саморегулирования рынка с воздействием на него государства;
  • — принцип равноправия на рынке предприятий всех форм собственности, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
  • — принцип рационального аграрного протекционизма;
  • — принцип формирования рыночной инфраструктуры.

В период проведения рыночных преобразований аграрный сектор Казахстана оказался в состоянии глубокого кризиса. Почти по всем показателям сельское хозяйство было отброшено на десять-тридцать лет назад в результате сокращения более чем на треть посевных площадей, поголовья скота и птицы, разрушения материально-технической базы и социальной инфраструктуры села. Сложившаяся ситуация обусловила увеличение объемов импортируемых продовольственных продуктов, медленный оборот капитала, повышение производственных рисков.

В результате реформ, отличительными особенностями которых были радикальная либерализация экономических отношений и практически шоковый вариант перехода к рынку, на первом этапе отрасль имела кризисные показатели. Но с 2000 года реформа стала давать результаты, и сегодня практически все результаты деятельности отрасли имеют положительную динамику. Имевшие место все негативные явления (диспаритет цен, падение производительности, урожайности, снижение культуры земледелия и т. д.) в значительной мере стали исчезать с улучшением финансового положения страны и увеличением возможностей бюджета в оказании государственной помощи.

В процессе реформирования в Казахстане на базе колхозов и совхозов сформированы предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности. Большое развитие получили личные подсобные хозяйства населения. Созданы различные агропромышленные формирования: акционерные общества, кооперативы, ассоциации. Развивается хотя и низкими темпами фермерский сектор.

В то же время с отставанием развивается инфраструктура сельской экономики. Сохраняется слабая материально-техническая база сельскохозяйственного производства, практически отсутствуют современные агросервисные структуры, системы закупок, транспортировки, хранения и переработки выращенной продукции в условиях мелкотоварного производства.

Именно поэтому сегодня, как никогда, исключительно важна поддержка развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка со стороны государства. В начале рыночных реформ государство сузило свое участие в управлении аграрным сектором, уповая на рыночные методы. Однако в последнее время многие экономисты приходят к выводу о необходимости возрастания роли государства.

Казахстан имеет достаточный потенциал развития аграрного производства, формирования продовольственных ресурсов по научно обоснованным нормам потребления. Но в сельском хозяйстве далеко не в полной мере используются как внутренние, так и внешние факторы по мобилизации резервов развития.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение управления аграрным рынком и проблем совершенствования регулирования рыночных отношений в агробизнесе.

Вышеизложенное говорит об актуальности выбранной темы дипломной работы, необходимости ее изучения.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • — изучить теоретические и методологические основы сущности экономического механизма аграрного рынка;
  • — рассмотреть формирование и современный уровень агропродовольственного рынка Казахстана в частности Костанайской области;
  • — определить основные проблемы совершенствования регулирования рыночных отношений в агробизнесе.
  • — выявить приоритетные направления развития сельскохозяйственных предприятий зерновой отрасли;
  • — проанализировать итоги социально-экономического развития сельского хозяйства Костанайской области за последний несколько лет и определить задачи на 2010 г.

Информационной базой послужили статистические данные по деятельности АПК, данные Управления сельского хозяйства и Управления статистики Костанайской области и Стратегия повышения конкурентоспособности Костанайской области в рамках вступления Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира, а также Региональная программа устойчивого развития агропромышленного комплекса Костанайской области на 2007;2010 годы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой