Порядок создания СМК
Как показывает опыт передовых предприятий, подтвердили свою эффективность в наших условиях метод перспективного планирования качества продукции (Advaneed Product Quality Planning — APQP), метод анализа видов и последствий отказов (дефектов) (Failure Mode and Effects Analysis — FMEA), информационная технология ERP (Enterprise Resource Planning) — система управления предприятием (поставки… Читать ещё >
Порядок создания СМК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ТК 176 ISO (разработчик стандартов серии ИСО 9000) в 2002 году предложил Процедуру внедрения системы менеджмента качества по МС ISO 9001:2000 в организации [5].
Эта Процедура включает следующие этапы:
1. Определение целей.
Типичными целями могут быть:
- — повышение эффективности и рентабельности;
- — производство продуктов и оказание услуг, полностью отвечающих требованиям потребителя;
- — достижение удовлетворенности потребителя;
- — увеличение доли на рынке;
- — сохранение доли на рынке;
- — улучшение взаимоотношения и морального климата внутри организации;
- — сокращение затрат и уменьшение задолженностей;
- — укрепление доверия к системе производства.
- 2. Определение ожидания от других.
Примеры лиц и организаций, заинтересованных в результатах работы организации:
- — клиенты и конечные потребители;
- — персонал компании;
- — поставщики;
- — акционеры;
- — общество в целом.
- 3. Поиск необходимой информации о международных и национальных стандартах серии ИСО 9000.
Это следующая информация:
- — общие сведения;
- — более детальная информация — международные и национальные стандарты серии ИСО и др.;
- — сопроводительная информация — сайт ИCO (www.iso.org);
- — опыт применения стандартов серии ИСО 9000 во всем мире (публикации журнала ISO Management Systems).
- 4. Применение стандартов серии ИСО 9000 в системе менеджмента качества организации. Необходимо решить, собирается ли организация получить сертификат соответствия вашей системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001 или хочет выдвинуть (зарегистрировать) систему менеджмента качества на соискание национальной премии в области качества:
- — использовать требования стандарта ИСО 9001 как основу для получения сертификата;
- — использовать требования стандарта ИСО 9004 совместно с критериями национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии [16].
- 5. Приобретение руководства по отдельным разделам системы менеджмента качества.
Такими специальными тематическими стандартами являются: ISO 10 006:1997, ISO 10 007:1995, ISO 10012J1:1992, ISO 10012J2:1997, ISO/ТО 10 013:2001, ISO/ТО 10 014:10014:1998, ISO 10 015:1999, ISO/ТУ 16 949:2002, ISO 19011JA, ISO 19011JB и др.
6. Определение несоответствия системы менеджмента качества организации требованиям стандарта ИСО 9001.
Можно провести:
- — самооценку;
- — оценку с помощью внешней организации.
- 7. Определение процессов, необходимых для обеспечения потребителя продукцией и услугами.
Необходимо проанализировать требования раздела стандарта ИСО 9001 по процессам создания продукции и определить, отвечает ли этим требованиям система менеджмента качества организации, включая процессы:
- — закупки;
- — проектирования и/или разработки;
- — производства и технического обслуживания;
- — контроля средств мониторинга и измерений;
- — связанные с потребителем.
- 8. Разработка плана, как устранить несоответствия (п. 6) и усовершенствовать процессы, определенные в п. 7.
Определение действий по устранению выявленных несоответствий, выделение ресурсов, необходимых для их исполнения, распределение ответственности и полномочий, установление взаимоотношений исполнителей и составление графика осуществления этих действий. Пп. 4.1 и 7.1 стандарта ИСО 9001 содержат информацию, которую необходимо рассмотреть при разработке плана.
9. Исполнение плана.
Осуществление запланированных действий и контроль за ходом их выполнения в соответствии с графиком.
10. Проведение периодической внутренней оценки.
Использование стандарта ИСО 19 011 в качестве руководства по аудиту, для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита.
11. Решение, нуждается ли система менеджмента качества организации в подтверждении соответствия.
Если да, перейти к п. 12.
Если нет, перейти к п. 13.
Может возникнуть необходимость или желание подтвердить соответствие (получить сертификат/регистрацию) требованиям стандарта с целью:
- — удовлетворения требований контракта;
- — удовлетворения требований рынка или требований потребителя;
- — удовлетворения требований регулирующих организаций;
- — обеспечения управления рисками;
- — определения задач развития вашей организации в области качества.
- 12. Проведение независимой аудиторской проверки.
Привлечь аккредитованную регистрирующую/сертифицирующую организацию для проведения аудиторской проверки и выдачи сертификата соответствия СМК организации требованиям стандарта ИСО 9001.
Организации стран СНГ при создании СМК сталкиваются со значительными трудностями. Стандарты серии ISO 9000 разработаны с учетом опыта бизнеса в развитых странах [13]. Состояние экономики, опыт управления предприятиями в странах СНГ существенно отличаются от развитых стран. Можно выделить следующие основные причины отставания стран СНГ от развитых стран в темпах и объемах внедрения МС серии ISO 9000:
До сих пор не преодолены последствия резкого спада производства после распада СССР и массовой приватизации.
Не завершены процессы формирования свободного рынка и рыночных отношений, насыщения его товарами и услугами, обострения конкурентной борьбы предприятий, появления у них острой потребности улучшения качества продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
Недостаточное количество, невысокое качество и малый опыт работы профессионалов менеджеров. Большинство управленцев до сих пор в странах СНГ — это технические специалисты или экономисты. Подготовка профессиональных менеджеров в области качества в странах СНГ началась в конце 1990 годов, и, тем не менее, они мало востребованы.
Утеряны навыки применения научных методов анализа и принятия решений, практически не применяются методы статистического контроля и регулирования качества продукции.
Плохое состояние основных фондов многих предприятий, применение устаревших технологий и методов организации и управления предприятиями, в том числе административно-командных методов управления, функционального подхода к организации предприятия. Эти и другие факторы приводят к тому, что основные проблемы качества на предприятиях СНГ связаны в основном с процессами производства продукции, их материальной базой, а не с управленческими и информационными процессами, на совершенствование которых направлены, прежде всего, стандарты серии ISO 9000 [21].
Отсутствие или недостаточный объем применения информационных технологий в организациях.
Разработка СМК не для повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, а для сертификации СМК с целью формального расширения возможностей бизнеса. Наличие сертификата соответствия, по мнению руководства таких организаций, позволит им укрепить свои позиции, а зачастую и увеличить цены на продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках.
Перечисленные причины приводят к тому, что созданные без их устранения СМК оказываются неэффективны, а затраченные на них средства не оправдывают себя. Как показал анализ, 80% предприятий Российской Федерации, внедривших МС серии ISO 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта от своих СМК.
В организациях СНГ, для которых характерны перечисленные выше проблемы, перед этапами создания СМК, рекомендуемыми ТК 176 ISO, необходимо выполнить следующие работы:
- — Выполнить маркетинговые исследования своей продукции и услуг, оценить перспективы их конкурентоспособности, выбрать стратегию своего развития.
- — Произвести обучение руководящего персонала высшего и среднего звена основным методам общего менеджмента и менеджмента качества, руководителей низшего звена и исполнителей на основных операциях — принципам СМК в соответствии с МС ISO серии 9000, их роли в этой системе, статистическим методам анализа, контроля и регулирования качества.
- — Оценить качество своей продукции, установить причины нарушений требований действующей НТД, устранить эти причины, выполнив замену или обучение персонала, замену или ремонт оборудования и оснастки, изменение технологии, методов организации и управления производством (при необходимости).
- — Разработать и внедрить статистические методы анализа, контроля и регулирования качества продукции на основных браконесущих объектах производства.
- — Выбрать и применить наиболее подходящие методы и информационные технологии менеджмента качества, управления предприятием.
Как показывает опыт передовых предприятий, подтвердили свою эффективность в наших условиях метод перспективного планирования качества продукции (Advaneed Product Quality Planning — APQP), метод анализа видов и последствий отказов (дефектов) (Failure Mode and Effects Analysis — FMEA), информационная технология ERP (Enterprise Resource Planning) — система управления предприятием (поставки продукции, внутризаводское перемещение, обработка, склады, чертежи, кадры, финансовые потоки и др.) [18].
— Разработать и внедрить систему учета расходов на качество, потерь от низкого качества, доходов от повышения качества.
После выполнения этих работ можно считать, что организация готова к разработке и применению СМК в соответствии с МС ISO 9000.
Программа оздоровления производства и подготовки к созданию современной СК для российских предприятий описана в работе.
Необходимо подчеркнуть, что каждая организация должна разрабатывать свою СМК. Приобрести чью-то СМК, как это часто имело место при создании КСУКП в СССР, невозможно. СМК должна поднять качество не только продукции организации, но и самой организации, а этого можно достичь лишь усилиями всех работников, всего коллектива организации с учетом ее особенностей.
Изучив порядок создания системы менеджмента качества, целесообразно рассмотреть документацию СМК.