Применение эластичности в анализе рыночного механизма
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на её продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Если фирма при планировании цен на свою продукцию и объёмов продаж будет ориентироваться на показатель эластичности рыночного спроса, то она рискует совершить серьёзные ошибки. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать… Читать ещё >
Применение эластичности в анализе рыночного механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем её применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счёт потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо иметь информацию об эластичности спроса и предложения на данный товар Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учебник для студентов экон. ВУЗов, — М.: изд-во ОМЕГА-Л, 2011. — С. 418.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на её продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Если фирма при планировании цен на свою продукцию и объёмов продаж будет ориентироваться на показатель эластичности рыночного спроса, то она рискует совершить серьёзные ошибки. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы Экономическая теория: В. Я. Иохин. — М.: Экономистъ, 2010. — С. 370.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если рыночный спрос на табачные изделия относительно неэластичен, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на отдельные сорта сигарет также будет меньше единицы. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждого из производителей этой продукции.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. При арендной плате 200 долл. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений т аренды наибольшая.
Рис. 7. Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б): Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир; R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду
Однако, как видно из рис. 10, по этой же цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 200 долл., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако её выручка при этом сократится.
В качестве практического исследования рассмотрим ситуацию на рынке мяса в Канаде в 1989 г.
В 1989 г. цена на говядину составляла 5 долл. за фунт в супермаркете, который распродавал 300 фунтов мяса в день, а цены на куры — 3 долл. за фунт, и магазин продавал их ежедневно по 500 фунтов. В 1990 г. цена на говядину по-прежнему составляла 5 долл. за фунт, но она продавалась в количестве 400 фунтов в день, а цена на куры повысилась до 4 долл. за фунт, в связи с чем продавалось только 300 фунтов этого продукта в день. Допуская, что все другие факторы были одинаковыми и что спрос на говядину — это линейная функция цены на куры, какой была перекрёстная эластичность спроса по цене на говядину по отношению к курам в 1989 г.
Чтобы ответить на этот вопрос, построим кривую спроса на говядину как функцию цены на куры. Обозначим РС цену кур, QB — количество говядины, тогда две соответствующие пары «количество — цена» для данной задачи имеют следующие величины в 1989 г.: РС = 3 долл. за фунт и QB = 300 фунтов в день (точка А на рис 7) и соответствующие величины в 1990 г.: РС = 4 долл. за фунт и QB = 400 фунтов в день (точка D). С помощью этих точек вычислим QB = 100 фунтов в день и РС = 1 долл. за фунт. Затем подставим эти значения и значения 1989 г. для QB и РС в уравнение, которое для данного случая преобразовано в следующее: и получаем:
Тот факт, что больше 0, свидетельствует о том, что говядина и куры взаимозаменяемы и что кривая спроса на говядину по отношению к цене на куры имеет возрастающий характер.
Поскольку говядина и куры взаимозаменяемы, кривая спроса на говядину по отношению к цене имеет возрастающий характер.
Рис. 8. Кривая спроса на говядину как функция цены на куры