Оценка рисков невостребованной продукции ОАО «ЗГО»
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Больший эффект достигается, если риск будет обнаружен на предпроизводственной стадии. Тогда экономический ущерб будет включать в себя только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или… Читать ещё >
Оценка рисков невостребованной продукции ОАО «ЗГО» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать её. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины:
Неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;
Неправильная ценовая политика на рынках сбыта;
Снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;
Неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции;
Внешние причины:
Неплатежеспособность покупателей;
Повышение процентных ставок по вкладам;
Демографические, социальноэкономические, политические и др.
Риск невостребованной продукции подразделяется на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товара на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, конструктивные изменения, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Больший эффект достигается, если риск будет обнаружен на предпроизводственной стадии. Тогда экономический ущерб будет включать в себя только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьёзно пошатнуть финансовое состояние предприятия. В сумму ущерба, кроме перечисленных выше издержек, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от времени обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными. В первом периоде можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим. Во втором периоде ещё можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счёт этого продвинуть его на рынок. Если риск обнаружен после изготовления продукции, то нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкреплённый заявками или договорами на его поставку. В результате предприятию пришлось пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес одних видов продукции и увеличив долю продукции других. В связи с этим можно сделать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюнктуру рынка, на изменение спроса. Чтобы оценить риск невостребованной продукции, проанализируем динамику остатко…
На данном этапе предприятия любой формы собственности, как в целом по стране, так и в Забайкальском крае находятся в довольно трудном положении, что обуславливается, например, в крайне низкой покупательной способностью потребителей (вследствие низкой оплаты труда, его невостребованностью, постоянных издержек заработной платы, роста цен на товары неэластичного спроса, инфляции). Политика руководства страны также оставляет желать лучшего, предприятия вынуждены функционировать в обстановке несовершенства законодательной базы, отсутствия разработанного механизма введения в «жизнь» принятых законодательных актов, неприемлемых налоговых ставок, что вынуждает предприятия вести тройной бухгалтерский учёт. Основные факторы, отрицательно влияющие на финансовые результаты деятельности ОАО «ЗГО»:
Экономическая нестабильность в стране;
Постоянно меняющиеся цены и тарифы монополистов (электроэнергия, уголь, железнодорожные тарифы).
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребности покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определённым параметрам:
- — техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
- — эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
- — эстетическим (внешний вид товара);
- — нормативным (соответствие товара нормам и стандартам);
- — экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Задачи анализа:
- — оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
- — изучение факторов, воздействующих на её уровень;
- — разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара — конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какоголибо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта — конкурента.
Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определённым экспертным путём.
Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т. д.). Какой удельный вес они занимают в общем, объёме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности? Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя, они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объём продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа организации торговли необходимо установить: какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова её эффективность. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объёма продаж?