Аудит отгруженной и реализованной готовой продукции
Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции и процесса производства: Проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе. Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета: Среди документов, подлежащих проверке аудита, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность. Контролируется ли последовательность нумерации для выявления… Читать ещё >
Аудит отгруженной и реализованной готовой продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели и методика проведения аудита реализованной и отгруженной продукции
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации — установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.
В ходе проверки аудитор решает следующие задачи: [7].
подтверждает обоснованность выбора и правильность применения варианта оценки готовой продукции;
устанавливает полноту оприходования готовой продукции;
подтверждает объемы отгруженной и реализованной продукции;
подтверждает себестоимость отгруженной и реализованной продукции;
подтверждает объем продаж.
Источниками информации для проверки состояния учета выпуска готовой продукции и ее реализации являются карточки складского учета готовой продукции, прейскуранты, договоры на поставку продукции, счета фактуры, книга продаж, накладные на отпуск готовой продукции, доверенности покупателей, первичные банковские и кассовые документы о выручке (платежные поручения, требования поручения, приходные кассовые ордера и др.), учетные регистры (ведомости, журналы ордера, машинограммы) по счетам 20, 40, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 60, 62, 90,91, 99 и др., Главная книга, Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) и др.
Полезным средством предварительной оценки эффективности системы внутреннего контроля и учета операций по выпуску и реализации продукции является проведение тестирования.
Вопросы для проверки состояния системы внутреннего контроля учета выпуска готовой продукции и процесса производства:
обоснованны ли цены и сроки реализации продукции по договорам;
применяются ли цены реализации ниже себестоимости;
контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов фактур и накладных;
сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов фактур;
проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применения цен, наценок;
контролируется ли главным бухгалтером себестоимость реализованной продукции;
соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции;
проводятся ли инвентаризации готовой продукции на складе. Вопросы для проверки системы бухгалтерского учета:
имеется ли единая учетная политика по реализации продукции;
проверяется ли соответствие записей аналитического и синтетического учета реализации;
выявляются ли расхождения между данными отчетов готовой продукции и данными отчетов об оприходованной на складе продукции;
датируются ли счета фактуры на реализацию продукции днем отгрузки;
соблюдается ли установленный порядок списания коммерческих расходов;
разработаны ли схемы учета готовой продукции и ее реализации;
с какой периодичностью сверяются данные первичного, аналитического и синтетического учета готовой продукции и ее реализации и др.
Проанализировав полученные ответы, аудитор должен уточнить направления контроля процесса выпуска и реализации продукции и выбрать для каждого направления наиболее приемлемые процедуры.
Среди документов, подлежащих проверке аудита, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
Первичные документы включают:
Приказ об учетной политике организации;
Договоры на реализацию продукции;
Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
Счет-фактура;
Товарно-транспортная накладная;
Счета-фактуры для целей налогообложения;
Карточки складского учета;
Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;
Акт сдачи на склад готовой продукции;
Инвентарные описи;
Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.
Регистры синтетического и аналитического учета включают:
Главную книгу;
Журнал-ордер № 11;
Ведомость выпуска готовой продукции;
Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;
Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.
Отчетность включает:
Форму № 1 (бухгалтерский баланс) Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (Участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя в частности, строки баланса:
Стр. 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи» ;
Стр. 215 «Товары отгруженные» ;
Стр. 217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;
Стр. 230 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» .
Форму № 2 (Отчет о прибылях и убытках) При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить:
наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
правильность оформления документов и применяемых цен;
соблюдение способа определения выручки по счетам 46, 47, 48;
ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48, 62, 64 и др.;
ведение ведомостей № 16, 16/1 и журнала-ордера № 11 (при применении журнально-ордерной формы учета).
При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются на счете 43 «Коммерческие расходы» .
Коммерческие расходы включают: затраты на тару и упаковку; транспортные расходы по сбыту продукции; комиссионные сборы и отчисления; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; стоимость образцов товаров; прочие расходы по сбыту.
При контроле ведения учета по счету 43 необходимо проверить:
обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов;
соблюдение нормативных расходов на рекламу;
соблюдение основных положений по учету тары;
правильность составления бухгалтерских проводок.