Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увеличение цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82 500 руб., маржинального дохода — до 32 500 руб. (82 500 — 50 000) и прибыли до 17 500 руб. (32 500 — 15 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25 000 руб.: 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32 500 руб.: 5000 бут.). В этих условиях для покрытия… Читать ещё >

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» (CostVolumeProfit; CVP — анализ). Точки безубыточности — определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный левередж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные — изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. [5]. 347c.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т. е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Пример1. Производственное предприятие выпускает и продает безалкогольный напиток «Байкал», средние переменные затраты на производство и сбыт которого составляют 10 руб. за 1 бут. объемом 2л.

Напиток продается по цене 15 руб. за 1 бут. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 15 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает напитков в объеме 4000 бут., 5000 бут., 6000 бут.

Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объема выпуска, найдем величину маржинального дохода и прибыль (как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат) для всех трех вариантов (табл. 2.1).

Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объеме выпуска. Для этого:

  • — умножив среднюю величину маржинального дохода на объем выпуска, получим общую величину маржинального дохода;
  • — от общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты.

Таблица 2.1. Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.

Например, какую прибыль получит предприятие, если произведет и продаст 4800 бут. «Байкал» ?

Величина маржинального дохода для данного объема составит:

5 руб. х 4800 бут. = 24 000 руб.

Прибыль: 24 000 руб. — 15 000 руб. = 9000 руб.

Пример2. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность: (руб.).

Выручка от реализации 75 000.

Переменные затраты 50 000.

Постоянные затраты 15 000.

Прибыль 10 000.

Объем произведенной продукции, бут. 5000.

Цена единицы напитка 15.

Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:

Находим величину маржинального дохода.

75 000 руб. — 50 000 руб. = 25 000 руб.

Вычисляем норму маржинального дохода.

25 000 руб.: 75 000 руб. = 0,33.

Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении.

15 000 руб.: 0,33 = 45 455 руб.

Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении.

45 445 руб: 15 руб. = 3030 бутылок.

Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли.

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75 000 — 45 455): 75 000×100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% - окажется в убытке.

Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли.

Для расчета воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп. (45 445: 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

Производственный левередж (leverage в дословном переводе — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

(1).

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли.

либо = (2).

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли.

где ЭПЛ — эффект производственного левереджа;

МД — маржинальный доход;

Зпост — постоянные затраты;

П — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левереджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

трудовой затрата прибыль левередж.

(3).

Анализ запаса финансовой прочности на основе соотношения затрат, объема продаж и прибыли.

где П — изменение прибыли, в %;

В — изменение выручки, в %.

Для наглядности рассмотрим эффект производственного левереджа на следующем примере: (руб.).

  • 1. Сумма продаж (выручка) 75 000
  • 2. Переменные затраты 50 000
  • 3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) 25 000
  • 4. Постоянные затраты 15 000
  • 5. Прибыль (п. 3 — п. 4) 10 000
  • 6. Объем реализованной продукции, бут. 5000
  • 7. Цена за единицу напитка, руб. 15
  • 8. Эффект производственного левереджа (п. 3: п. 5) 2,5

Используя механизм производственного левереджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левереджа составляет 2,5 единиц (25 000: 10 000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнем порога рентабельности, т. е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 67 500 руб. (75 000 — 75 000×10: 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 25% и составит 7500 руб. (10 000 — 10 000×25: 100).

Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

  • — цены и объема продаж;
  • — переменных и постоянных затрат;
  • — комбинации любых перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левереджа на основе вышеприведенного примера.

Увеличение цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82 500 руб., маржинального дохода — до 32 500 руб. (82 500 — 50 000) и прибыли до 17 500 руб. (32 500 — 15 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25 000 руб.: 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32 500 руб.: 5000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 2308 бут. (15 000 руб.: 6 руб. 50 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 2692 бут. (5000 — 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17 500 — 10 000). При этом, эффект производственного левереджа снизится с 2,5 до 1,86 единиц (32 500: 17 500).

Снижение переменных затрат на 10% (с 50 000 руб. до 45 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 30 000 руб. (75 000 — 45 000) и прибыли до 15 000 руб. (30 000 — 15 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 37 500 руб. [15 000: (30 000: 75 000)], что в натуральном выражении составит 2500 бут. (37 500: 15). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 37 500 руб. (75 000 — 37 500) или 2500 бут. (37 500 руб.: 15 руб.). В этих условиях эффект производственного левереджа на предприятии снизится до 2 единиц (30 000: 15 000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 15 000 руб. до 13 500 руб.) прибыль предприятия увеличится до 11 500 руб. (75 000 — 50 000 — 13 500) или на 15%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 34 848 руб. [13 500: (25 000: 75 000)], а в натуральном выражении — 2323 бут. (34 848: 15). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 40 152 руб. (75 000 — 34 848) или 2677 бут. (40 152: 15). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левереджа составит 2,17 единиц (25 000: 11 500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,33 единиц (2,5 — 2,17).

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левереджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. [6]. 20c.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

  • 2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.
  • 3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
  • 4. Между производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
  • 5. Эффект производственного левереджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левереджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия. [7]. 315c.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой