Финансовый анализ бизнеса на основе US GAAP
Анализ тенденций (Trend Analysis) изменения коэффициентов является ключом к пониманию — улучшается или ухудшается финансовое состояние бизнеса. При этом анализе происходит сравнение значений одного и того же показателя за несколько отчетных периодов работы, для выявления основной тенденции его изменения (оптимально — 5 прошедших лет). Финансовые отчеты говорят о положении компании на определенный… Читать ещё >
Финансовый анализ бизнеса на основе US GAAP (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной организации, но и сопоставительный анализ по ряду организаций одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности организации. Это позволяет определить тенденции развития организаций на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности организаций, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) неизбежно приведет к сближению, если не слиянию, двух (российского и международного) подходов к формированию финансовой отчетности и использование системного анализа этой отчетности, может только усилить конкурентные преимущества российских компаний стремящихся упрочить свои позиции, как на внутреннем, так и международном рынках.
Основными направлениями системного анализа являются:
- 1. Приведение бухгалтерской документации, составленной по законодательству РФ, в соответствие с US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles of the United States);
- 2. Модификация (компоновка) полученных данных бухгалтерской отчетности для дальнейшего анализа;
- 3. Анализ коэффициентов:
- — ликвидности;
- — управления активами;
- — управления долгами;
- — рентабельности;
- — рыночной стоимости;
- 4. Анализ тенденций изменения коэффициентов.
Представленная финансовая отчетность по US GAAP, спроектирована для использования кредитными организациями и налоговыми органами, не является удобной для руководителей и аналитиков. Следовательно, для принятия решений необходима определенная модификация (компоновка) данных, при которой, комбинируя инструменты рынка и данные бухучета, финансовая отчетность становится значительно более удобной для анализа.
Этапы модификации включают в себя расчет следующих показателей:
- 1. Net Operating Working Capital (NOWC) или чистый производственный оборотный капитал. Показывает, какое количество денежных средств необходимо иметь на расчетном счете для нормального ведения бизнеса, поскольку притоки и оттоки денежных средств не всегда совпадают;
- 2. Total Operating Capital (TOC) или общий оборотный капитал. Показывает, сколько всего денежных средств используется в процессе производства;
- 3. Net Operating Profit after Taxes (NOPAT) или чистая текущая прибыль от операций после налогообложения. Показывает величину прибыли, которую могла бы генерировать компания, если бы у нее не было долгов и отсутствовали финансовые активы;
- 4. Free Cash Flow (FCF) или свободное движение денежных средств. Денежные средства доступные для распределения среди инвесторов, после того, как компания произвела все необходимые инвестиции в средства производства и оборотные средства, достаточные для поддержания текущей деятельности. Приведем лишь пять способов использования FCF:
- а) уплата процентов по кредитам;
- б) погашение кредитов, или их части;
- в) уплата дивидендов акционерам;
- г) выкуп акций у акционеров;
- д) покупка наиболее ликвидных ценных бумаг.
- 5. Market Value Added (MVA) или рыночная (курсовая) добавочная стоимость. Показывает разность между рыночной стоимостью акций компании и величиной капитала в форме акций, предоставленный акционерами. Также, является показателем эффективности менеджмента в распределении имеющихся ресурсов;
- 6. Economic Value Added (EVA) или экономическая добавочная стоимость. Показывает эффективность работы менеджмента в течение данного года;
- 7. Return on Invested Capital (ROIC) или коэффициент окупаемости инвестиций. Показывает, эффективность инвестиций в текущие оборотные активы для поддержания роста прибыльности.
Финансовые отчеты говорят о положении компании на определенный момент времени, с одной стороны, и о ее деятельности за прошедший период, с другой. Однако реальная ценность финансовых отчетов заключается в предсказании: будущего дохода, дивидендов и свободного движения денежных средств.
С точки зрения инвестора — предсказание будущего — это то, ради чего проводится анализ финансовых показателей. В то время как с точки зрения менеджмента, финансовый анализ помогает как для предвидения будущего состояния организации, так и, что наиболее важно, для планирования действий, которые улучшат состояние компании в будущем. Финансовые коэффициенты спроектированы таким образом, чтобы помочь менеджменту оценить финансовую отчетность. Акционеры на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности организации и ее текущее финансовое положение.
Рассмотрим набор показателей — финансовых коэффициентов, позволяющих оценить финансовое состояние организации:
- 1. Коэффициенты ликвидности (Liquidity Ratios) показывают способность компании платить по счетам по мере их поступления:
- — коэффициент текущей ликвидности (частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства);
- — коэффициент быстрой ликвидности (отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам);
- 2. Коэффициенты управления активами (Asset Management Ratios) показывают, насколько эффективно компания управляет своими ресурсами:
- — коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов (отношение выручки от реализованной продукции к среднему за период объему запасов на складе);
- — средний срок получения платежа (отношение дебиторской задолженности к среднему за период дневному объему продаж);
- — коэффициент оборачиваемости основных средств (отношение выручки от продаж к стоимости основных средств за вычетом накопленной амортизации);
- — коэффициент общей оборачиваемости активов (отношение выручки от продаж к суммарной стоимости всех активов предприятия);
- 3. Коэффициенты управления заемными средствами (Debt Management Ratios) показывают, насколько эффективно компания использует заемные средства:
- — коэффициент суммарных обязательств к суммарным активам (отношение суммы долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств к суммарным активам);
- — коэффициент покрытия процентов (отношение прибыли до уплаты налогов и процентов по кредитам к суммарным процентным платежам);
- — коэффициент покрытия процентов по кредитам (отношение суммы лизинговых платежей и прибыли до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений к сумме процентов по кредитам, платежей в счет погашения основной суммы долга и лизинговых платежей);
- 4. Коэффициенты рентабельности (Profitability Ratios) показывают комбинированный эффект ликвидности, управления активами и управления заемными средствами на оперативные результаты работы компании:
- — соотношение коэффициента прибыльности и прибыльности от продаж (вычисляется как чистая прибыль после вычета налогов, деленная на объем продаж);
- — коэффициент генерирования доходов или коэффициент экономической рентабельности. Используется при сравнительном анализе предприятий, находящихся в разных налоговых условиях и имеющих разную долю заемных средств в общем размере капитала (рассчитывается путем деления суммы прибыли до уплаты налогов и процентов за кредит на суммарную величину активов);
- — рентабельность активов (выраженное в процентах отношение чистой прибыли после вычета налогов к суммарной величине активов);
- — рентабельность обыкновенного акционерного (собственного) капитала (выраженное в процентах отношение чистой прибыли к размеру акционерного капитала, сформированного за счет обыкновенных акций);
- 5. Коэффициенты рыночной стоимости (Market Value Ratios) связывают стоимость акций с их доходностью, движением денежной наличности и остаточной стоимостью акций:
- — отношение цены акции к доходу на одну акцию;
- — коэффициент «цена/денежный поток» (рассчитывается как отношение цены акции к средней величине денежного потока от основной деятельности на одну акцию за отчетный год);
- — коэффициент котировки акции (отношение рыночной стоимости акции к балансовой стоимости акции). Данный показатель свидетельствует о том, насколько текущее положение акции на рынке лучше или хуже того, которое должно быть.
Финансовые коэффициенты как показатели деятельности фирмы публикуются в годовых отчетах фирм, причем каждая фирма обычно имеет свой набор таких коэффициентов и собственную их систематизацию. Американские фирмы чаще всего приводят в годовом отчете набор из 10−15 показателей.
Анализ тенденций (Trend Analysis) изменения коэффициентов является ключом к пониманию — улучшается или ухудшается финансовое состояние бизнеса. При этом анализе происходит сравнение значений одного и того же показателя за несколько отчетных периодов работы, для выявления основной тенденции его изменения (оптимально — 5 прошедших лет).
После проведения анализа, появляются все необходимые данные для прогнозирования результатов работы бизнеса, которые руководители и инвесторы могут использовать для:
- — оценки совпадения прогнозируемых результатов с ожиданиями акционеров и с основными целями бизнеса;
- — оценки предполагаемых изменений в стратегии и тактике достижения основных целей бизнеса;
- — расчета будущих финансовых инвестиций;
- — оценки будущего движения капитала, который и определяет ценность бизнеса.
Рассмотренная методика анализа прошла проверку временем в США и Европе и доказала, что ее регулярное использование позволит не допустить резкого ухудшения состояния бизнеса даже в условиях глобальных катаклизмов, и более того, позволит заблаговременно подготовиться к вызовам времени.
Таким образом, системный анализ финансовой отчетности позволит своевременно обнаружить какой-либо серьезный недостаток в работе бизнеса. Помимо этого, он значительно расширит возможности менеджмента при поиске резервов для исправления ситуации.