Производственная деятельность КУП «Минская овощная фабрика»
Стратегическим направлением маркетинговой деятельности предприятия является сохранение ориентации сбыта овощной продукции и чайных напитков на рынках города и области, так как КУП «Минская овощная фабрика» имеет налаженные связи с сетью магазинов города и предприятиями общественного питания. На сегодняшний день на предприятии действует более 750 договоров на поставку продукции. Розничная торговля… Читать ещё >
Производственная деятельность КУП «Минская овощная фабрика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Производственная деятельность КУП «Минская овощная фабрика»
овощная фабрика сельскохозяйственное предприятие Я проходил ознакомительную практику на КУП «Минская овощная фабрика» в период с 1 апреля по 7 апреля 2013 года.
При прохождении практики были поставлены следующие цели:
- — проанализировать партнерскую и клиентскую сеть предприятия;
- — ознакомление с особенностями работы производства в сфере внешнеэкономической деятельности;
- — изучение структуры контрактов, заключенных с поставщиками и покупателями и порядок их составления;
- — определение перспектив развития предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности.
КУП «Минская овощная фабрика» — современное сельскохозяйственное многопрофильное предприятие, крупный производитель овощной продукции, продукции животноводства, лекарственного сырья и чайных напитков на основе пряно-ароматического сырья.
Основными видами деятельности коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Минская овощная фабрика» являются:
- — выращивание овощей защищенного грунта;
- — выращивание зерна, зернобобовых культур, овощей открытого грунта;
- — производство молока, мяса;
- — производство чайных напитков;
- — выращивание лекарственных трав.
В 2012 г. основная доля производимой продукции приходилась на овощи защищенного и открытого грунта — 63%, на продукцию животноводства — 19, 8%. Основными конкурентами предприятия, которые производят овощную продукцию в защищенном грунте и поставляют ее на столичный рынок, являются УП «Ждановичи-Агро», УП «Минский парниково-тепличный комбинат», УП «ДорОРС» Белорусской железной дороги. Качество выпускаемой продукции соответствует нормам Минздрава Республики Беларусь. Благодаря высокому качеству продукция пользуется спросом у потребителей.
Розничная торговля овощами осуществляется через столичную торговую сеть, два магазина КУП «Минская овощная фабрика». Предприятие также поставляет свою продукцию через мелкооптовые базы, организации, финансируемые из бюджета и т. п. Предприятие располагает специальным транспортом с изотермическими кузовами для доставки овощей, что позволяет обеспечить высокое качество продукции для потребителей и своевременность поставок. Расположение предприятия в непосредственной близости к городу позволяет минимизировать транспортные расходы и определяет одно из конкурентных преимуществ.
Особенностью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является ее сезонный характер и значительная дифференциация затрат на производство в течение года. Основной объем овощей производится в весенне-летний период, а затраты возрастают в осенне-зимний период в связи с необходимостью обогрева и подсветки теплиц.
В последнее время развитие овощного бизнеса в странах СНГ получает ориентацию на импортозамещение привозной продукции, поставляемой из Голландии, Испании, Турции и других центров производства овощной продукции во внесезонный (осенне-зимний — весенний) период.
Основой импортозамещения является производство экологически чистой витаминной продукции на местах, что позволяет сэкономить на таможенных пошлинах и платежах, обеспечивать своевременную доставку товара к потребителям, создать рабочие места и обеспечивать налоговые поступления в бюджет.
В настоящее время в Республике Беларусь и странах СНГ имеются существенные резервы увеличения производства овощей, обусловленные перспективами роста спроса на эту продукцию. Особая значимость овощей обусловлена высоким содержанием витаминов и биологически ценных веществ, а также способностью выводить из организма радионуклиды и соли тяжелых металлов.
Поэтому предприятие имеет хорошие перспективы наращивания сбыта своей продукции. В связи с этим с начала 2007 года эксплуатируется новая энергосберегающая зимняя теплица площадью 6 га, а в начале 2009 года введена в эксплуатацию еще одна теплица площадью 3 га.
Знание размеров рынка обеспечивает руководству предприятия объективную оценку рыночной ситуации, позволяет увидеть возможности его развития, определить свои позиции относительно конкурентов, выбрать новые направления, спланировать объемы производства, составить программу продаж в разных регионах.
В летний период значительную конкуренцию составляет продукция фермерских и личных подсобных хозяйств, которые выращивают овощи в открытом грунте, и соответственно, имеют значительно более низкие затраты.
Таким образом, конкуренция на рынке города и района усиливается как со стороны овощных комбинатов города и регионов республики, личных хозяйств, так и со стороны зарубежных производителей.
Стратегическим направлением маркетинговой деятельности предприятия является сохранение ориентации сбыта овощной продукции и чайных напитков на рынках города и области, так как КУП «Минская овощная фабрика» имеет налаженные связи с сетью магазинов города и предприятиями общественного питания. На сегодняшний день на предприятии действует более 750 договоров на поставку продукции. Розничная торговля овощами осуществляется и на межсезонных ярмарках сельскохозяйственной продукции.
Проводится работа по освоению рынков ближнего и дальнего зарубежья. Импортируются семена и химические средства защиты растений, материалы для строительства новых энергосберегающих теплиц из Нидерландов и Германии, экспортируется овощная продукция, чаи КСУП «Минская овощная фабрика» в Россию и Украину. КСУП «Минская овощная фабрика» тесно сотрудничает с такими иностранными предприятиями как AO «Шетелиг», «Райк Цваан», «Ревахо» и другие.
Финский концерн «Шетелиг» является крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной техники и оборудования, создан в 1929 году. Концерн Шетелиг это семейное предприятие с давними традициями. Концерн работает в 3-х секторах: профессиональный сектор, любительский сектор и флористика. AO «Шетелиг» предлагает более 35 000 наименований материалов и оборудования для выращивания растений, как в открытом грунте, так и в теплицах. Будучи крупнейшим предприятием агропромышленного комплекса Финляндии «Шетелиг» по запросу заказчика осуществляет проектирование, поставку и монтаж теплиц различных конструкций, а также производит технический расчет, поставку и последующее сервисное обслуживание всего необходимого оборудования для теплиц. AO «Шетелиг», также представлен дочерними предприятиями в Эстонии, Латвии, Литве, России, Словакии, Казахстане и Украине.
Компания «Райк Цваан» занимается селекцией и семеноводством овощных культур по всему миру. Деятельность компании сосредоточена на разработке высококачественных сортов и гибридов и производстве семян для профессионалов по промышленному выращиванию в закрытом (пленочные и стеклянные теплицы) и открытом грунте. «Райк Цваан» занимает ведущее место среди 10 мировых лидирующих компаний, специализирующихся на селекции и семеноводстве овощей.
Компания «Ревахо» — голландский специалист в области систем отопления для садоводства. «Ревахо» поставляет и монтирует широкий спектр установок для обогрева для использования в садоводстве.
За 2012 год экспортная выручка предприятия составила 1126, 8 тыс. долл. США. Объем экспорта овощной продукции в 2012 году составил 930, 4 тонны, чайных напитков — 0, 8 тонны.
После передачи КУП «Минская овощная фабрика» в коммунальную собственность города Минска проведена определенная работа по погашению долгов и пополнению собственных оборотных средств.
За период 2008;2012 гг. предприятием достигнуты значительные результаты работы. Так, объемы производства увеличились:
- — в 1, 1 раза по овощам защищенного грунта (с 7230 т до 7848 т) ;
- — в 31 раз по овощам открытого грунта (с 125 т до 3871 т) ;
- — в 2, 2 раза по валовому надою молока (с 3255 т до 7297 т) ;
- — в 3, 8 раза по производству зерновых и зернобобовых культур (с 2393 т до 9190 т) ;
Валовая продукция сельского хозяйства за 2008;2012 годы представлена на рисунке 1. 1.
Рисунок 1. 1 — Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах.
Рисунок 1. 2 — Структура валовой продукции сельского хозяйства за 2012 год Из данного рисунка видно, что наибольший удельный вес в структуре валовой продукции сельского хозяйства занимают овощи защищенного и открытого грунта (63%), продукция животноводства занимает 19, 8%, зерновые — 7, 6%, прочая продукция растениеводства — 9, 6%.
Рисунок 1. 3 — Среднемесячная заработная плата на 1 работающего За 2012 год среднемесячная заработная плата составила 3725 тыс. рублей (рисунок 1. 3).
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2012 год увеличилась по сравнению с 2008 годом в 4, 5 раза и составила 114 855 млрд руб. (рисунок 1. 4). По итогам работы за 2012 год получена чистая прибыль в размере 15 691 млрд руб.
Рисунок 1. 4 — Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без налогов) Динамика показателей рентабельности реализованной продукции представлена на рисунке 1. 5.
Рисунок 1. 5 — Рентабельность реализованной продукции В процессе прохождения практики были выполнена следующая работа:
- — ознакомление с общими направлениями деятельности КСУП «Минская овощная фабрика»;
- — ознакомление с ассортиментом импортируемой и экспортируемой продукции;
- — изучение функций и полномочий специалистов в области ВЭД;
- — изучение распоряжений, приказов и нормативной базы по сотрудничеству с иностранными партнерами;
- — анализ партнерской сети КСУП «Минская овощная фабрика» во внешнеэкономической деятельности;
- — анализ и проработка внешнеторговых контрактов и иных документов в сфере ВЭД;
- — подготовка и проведение переговоров с иностранными партнерами;
- — применение на практике и совершенствование навыков делового общения.