Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

История развития порохового дела и фейерверков в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К концу XVII века фейерверки особенно входят в моду. Ими увлекаются вельможи и князья — Голицын, Шереметев, Долгорукий, Ромодановский. Но немного можно было найти в России людей, знавших и любивших «огневое искусство» лучше царя Петра. Петр превратит «потешные огни» в непременный атрибут празднования Рождества, Нового года, масленицы, воинских побед и придворных торжеств. Именно он приведет… Читать ещё >

История развития порохового дела и фейерверков в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение пороха и первые новогодние фейерверки на Руси связаны с именем Дмитрия Донского. Вначале порох привозился от иноземцев, но очень скоро его стали делать на Руси. Мощный толчок выделка пороха получила при Иване Грозном. Как и всякий русский, Иван Грозный любил огонь, но «фейерверки» грозного царя были особого рода. Взятие Казани с помощью подрывов стен, отражение пушками крымских татар, самый крупный за историю Москвы пороховой пожар — все это из-за фанатичной любви Грозного к «огненному зелью» .

Но в том же XVI веке порох получает и мирное применение. Первые мастера «поджигания неба» появляются в 1545 году с учреждением Стрелецкого полка, к которому приписан особый «пороховой заведующий», обязанный придумывать и запускать «огненные потехи» .

В царствование Алексея Михайловича русское пиротехническое искусство достигает больших успехов. Фейерверки теперь готовятся на «специализированных заводах» — зелейных мельницах. К этому времени русским умельцам известны «зажигательные», «светящиеся в темноте», «дымные» ядра; рецепты, «потребные ко огненным хитростям» и «потешным» стрельбам. Россия в те годы была настолько богата зельем, что его свободно продавали в лавках. Это послужило причиной очередного большого московского пожара 1660 года, во время которого погибло триста человек.

Новая эпоха русского пороходелия начинается при Петре Первом. Ведь петровское царствование — это непрестанная пушечная канонада. Окно в Европу надо было прорубать не топором, а порохом. Одной из величайших заслуг Петра является строительство государственных пороховых заводов.

Первый пороховой завод был построен в 1712 году на окраине Петербургской стороны, в районе нынешней Большой Зелениной (Зелейной) улицы. Этот завод просуществовал 90 лет. В 1802 году, когда его близость стала опасной для разросшейся столицы, завод закрыли. При Петре же был основан и значительно более крупный Охтинский завод, который на протяжении двух веков неизменно был передовым бастионом, творческой лабораторией и кузницей кадров русского пороходелия Благодаря быстрым и решительным мерам Петра, Россия, несмотря на непрерывные войны, не знала нужды в порохе.

К концу XVII века фейерверки особенно входят в моду. Ими увлекаются вельможи и князья — Голицын, Шереметев, Долгорукий, Ромодановский. Но немного можно было найти в России людей, знавших и любивших «огневое искусство» лучше царя Петра. Петр превратит «потешные огни» в непременный атрибут празднования Рождества, Нового года, масленицы, воинских побед и придворных торжеств. Именно он приведет искусство фейерверка к небывалому расцвету. Пороха на это не жалели. Фейерверки устраивались обычно с большой пышностью. С помощью разноцветных огней показывались различные аллегорические изображения, поражавшие и восхищавшие гостей. Подготовка таких фейерверков требовала большого искусства как в техническом отношении (изготовление различных разноцветных огней, ракет, шутих, колес, свеч), так и в художественном. Поэтому их организация поручалась крупным специалистам.

С 1752 по 1755 год в подготовке иллюминаций и фейерверков активное участие принимал Михаил Васильевич Ломоносов. Нельзя сказать, чтобы Ломоносов занимался устройством фейерверков «и писанием стихов к ним» очень охотно. В отличие, например, от академика Штелина, который специально занимался одними только фейерверками, посвятив им полвека труда.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего, следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском.

Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. «А общественные празднества поднимают дух народа, — писал П. С. Цытович, — и развивают патриотические чувства».

20 век. Последний фейерверк в России устроен в 1915 году в честь взятия русскими войсками Перемышля. Большевикам фейерверки оказались не нужны. Лишь во время Великой Отечественной войны они начинают возрождаться в виде салютов. Разве забыть первый военный салют 5 августа 1943 года, которым наша страна отметила одну из своих первых крупных побед в Великой Отечественной войне — освобождение Орла и Белгорода?! Разве забыть все военные салюты — их было 354 —в годы тяжелейшего испытания, выпавшего на нашу долю?! Грандиозным салютом (30 залпов из 1 000 орудий) советский народ отметил 9 мая 1945 года — День Победы.

В военные и первые послевоенные годы для салютов использовались осветительные и сигнальные огни, применяемые в военном деле патроны белого, красного, зеленого и желтого цвета огней. Единственным исключением был салют-сигнал красного и зеленого огней, который выпускался специально для салютов.

Впервые разработкой современных фейерверочных изделий в нашей стране начали заниматься в 1957 году, накануне VI Всемирного фестиваля молодежи. И грандиозные фейерверки, украсившие фестивальную Москву, свидетельствовали об их успешном завершении.

Советские пиротехники стремились обогатить салюты и фейерверки широкой гаммой цветов, новыми зрелищными эффектами, расширить производство и применение. Разработка новых изделий предусматривала прежде всего безотказность действия и безопасность применения фейерверков: не надо забывать, что художественность зрелища и его безопасность раньше всегда находились в обратной зависимости.

В мирное советское время салюты были строго канонизированы. Проводились они исключительно три раза в год — 1 и 9 мая, а также 7 ноября. В газетах и по радио появлялись расписания: где, когда и сколько залпов прозвучит.

21 век приносит новые задачи для организации фейерверков. Люди вновь заинтересованы фейерверками. Ослабли официальные запреты, коммерческие организации устраивают фейерверки для оформления эстрадных шоу, рекламных праздников. Конверсия также способствует развитию «огненного искусства», так как фейерверочные наборы стали почти основной реализуемой продукцией многих оборонных заводов. Да плюс еще разные импортные штучки… Таким образом, можно говорить о возрождении и развитии забытого искусства, призванного нести в нашу жизнь яркие огненные праздники.

Отдельно от всех видов фейерверков стоит дневной фейерверк. Данное сочетание слов звучит достаточно странно, но все же фейерверк действительно можно наблюдать днем. Для пуска такого фейерверка используют специальные дневные пиротехнические изделия. Они, как привило, создают различные композиции из разноцветного дыма и звуковых эффектов на высоте от 1 до 300 м. Кроме того, в дневном фейерверке активно используются конфетти и серпантин, как обычного — маленького так и гигантского размера. Дневной фейерверк особенно актуален на мероприятиях, которые проходят летом и заканчиваются задолго до наступления темноты. Также дневной фейерверк необходим для северных районов нашего края в периоды полярного дня. А именно на эти периоды, как правило, выпадает большинство общественных праздников, будь то Дни городов или День металлургов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой