Теоретические основы организации внутреннего контроля в бюджетных учреждениях
В процессе формирования системы внутреннего контроля должен быть утвержден приказ руководителя учреждения о создании отдела внутреннего контроля. Создание отдельного отдела или назначения на должность отдельного внутреннего контроллера должно зависеть от объема учетной информации и величины конкретного учреждения. Этот этап является наиболее важным, так как от этого в основном зависит… Читать ещё >
Теоретические основы организации внутреннего контроля в бюджетных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимость организации внутреннего контроля в бюджетных учреждениях обусловлено потребностью в осуществлении эффективного внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств.
В сфере исследуемой проблематики имеются наработки, которые исследуют вопросы организации внутреннего контроля, но с точки зрения предприятий, не учитывая специфику функционирования бюджетных учреждений. В данном аспекте целесообразно подчеркнуть таких ученых, как Ефимова Т. А., Выговский Н. В. [1], Довбень В. Д. [2], Ковальчук С. Т., Марченко Д. М., Нескородев Ю. В. [3] и др.
Очень важным с точки зрения теории и практики является определение термина «внутренний контроль». Ведь от него зависит правильное понимание цели, объектов, субъектов, функций, задач. По этому поводу в специальной зарубежной и отечественной литературе не существует единой точки зрения. Следует отметить, что в теории внутрихозяйственного контроля существует многообразие подходов ученых к трактовке сущности понятия «Внутренний контроль». Так, например ученые рассматривают внутренний контроль как:
- — Систему контрольных процедур,
- — План организации и методы управления объектом;
- — Процесс осуществления субъектами организации, которые имеют определенные полномочия определенных действий;
- — Комплекс бухгалтерского управленческого контроля;
- — Контрольные функции;
- — Функцию управления и как процесс.
Поэтому, прежде всего, считаем целесообразным обосновать авторскую позицию относительно определения сущности организации внутреннего контроля, которая выступает основой для разработанной модели. Так, по нашему мнению, организация внутреннего контроля — это совокупность мер, осуществляемых уполномоченным субъектом внутреннего контроля в целях выполнения поставленных задач и достижения определенной руководством цели. По данному определению понятия организации внутреннего контроля можно сделать вывод, что под организационными принципами в этом смысле целесообразно понимать основы (совокупность мероприятий), направленных на надлежащее функционирование элементов системы внутреннего контроля, благодаря которым система вообще приобретает желаемых характеристик. Итак, в основе организации внутреннего контроля заключаются субъекты, объекты, виды, формы, методы, принципы, техника, технология внутреннего контроля. Следовательно, организация внутреннего контроля представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых, работа которых направлена на достижение общей цели внутреннего контроля.
Организацию внутреннего контроля в бюджетном учреждении считаем целесообразным организовать в следующей последовательности:
Этап 1 — подготовительный. Включает в себя следующие подэтапы:
- — Разработка организационного обеспечения (разработка Положения об отделе внутреннего контроля в бюджетном учреждении, разработка методических рекомендаций к совершению внутреннего контроля в бюджетном учреждении;
- — Формирование кадрового состава отдела внутреннего контроля в соответствии с сформированными компетенциями;
- — Решение проблем с техническим обеспечением;
- — Разработка эффективной системы документооборота и налаживания процесса непрерывного потока информации от учетного персонала и внешних контрагентов работникам отдела внутреннего контроля;
- — Решение проблем с материальным обеспечением.
Этап 2 — организационный:
- — Организация в пространстве;
- — Организация эффективного взаимодействия;
- — Организация работы отдела.
Этап 3 — диагностический:
- — Тестирование эффективности внутреннего контроля бюджетного учреждения;
- — Сравнение полученных результатов с теста ответов с нормирующим индикатором;
- — Составление и анализ выводов.
Основой организации внутреннего контроля является определение его функций и роли в общей системе управления. Рациональная организация контроля возможна лишь тогда, когда он рассматривается как самостоятельная функция управления, то есть как система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта управляется.
Систематический контроль за использованием государственных средств и формированием доходов осуществляют их работники: бухгалтера, экономисты и работники финансовых инспекций. Такой контроль начинается уже на этапе составления сметы и заканчивается анализом его выполнения. Поэтому необходимо организовать этот процесс таким образом, чтобы обеспечить соблюдение бюджетного законодательства, эффективное и результативное управление государственными средствами.
В процессе формирования системы внутреннего контроля должен быть утвержден приказ руководителя учреждения о создании отдела внутреннего контроля. Создание отдельного отдела или назначения на должность отдельного внутреннего контроллера должно зависеть от объема учетной информации и величины конкретного учреждения. Этот этап является наиболее важным, так как от этого в основном зависит рациональное использование должностного аппарата, правильная организация контроля и его эффективность.
При составлении плана работы необходимо указать перечень контрольных работ, которые необходимо выполнить, количество времени, способ контроля, даты начала и окончания конкретной работы и исполнителей.
Кроме этого для каждого члена отдела внутреннего контроля целесообразно разработать должностные инструкции, очертив в них круг обязанностей и функций при проведении контроля.
Не менее важно равномерную загрузку работников контрольного аппарата, а также выделение резерва времени для внеплановых задач и контроля за выполнением решений.
Одной из задач отдела внутреннего контроля является содействие руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных ресурсов улучшение результативных показателей деятельности бюджетного учреждения.
Таким образом, внутренний контроль играет важную роль в системе финансового контроля в целом. Правильная его организация позволит «разгрузить» плановый отдел и бухгалтерскую службу. Именно внутренний контроль помогает раскрыть слабые места, скорее выявить существенные нарушения в использовании и управлении государственными финансами, особенно в формировании и использовании доходов, получаемые бюджетными учреждениями. Ведь именно для такого контроля открыта вся информация, он является более надежным, и в таком контроле заинтересованы абсолютно все: руководитель учреждения, работники и даже контролирующие органы.
внутренний контроль бюджетный доход.
- 1. Выговский Н. В. Организация внутреннего контроля и методология внедрения: Монография. М .: ПРЕСС. — 2011. — 176 с.
- 2. Довбень В. Д. Внутренний контроль: реалии времени. Монография.-Донецк: Укрдон. — 2011. — 187 с.
- 3. Нескородев Ю. В. Методологические аспекты развития внутреннего контроля. Монография. — М .: Фотос. — 2012. — 403 с.