Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Конфликт, определение, структура, психологические аспекты, классификация. 
Управление конфликтами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Межгрупповой конфликт — это конфликт, который происходит в организации, состоящей из множества формальных и неформальных групп. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности; Вертикальный конфликт — это конфликт, предполагающий распределение власти по вертикали сверху… Читать ещё >

Конфликт, определение, структура, психологические аспекты, классификация. Управление конфликтами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Одним из них является такое: конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.

Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Вообще, конфликт — явление всегда нежелательное, его необходимо избегать, если есть возможность, и его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

В силу того, что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают ситуацию, получают различное вознаграждение за труд, в организациях возникают конфликты.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны. Поэтому существует более точное определение конфликта.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие этой (другой) стороны и в результате приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращение совместной деятельности или другим последствиям.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны.

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.

Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.

Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно.

Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д.

Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Выделяют:

  • 1) Внутриличностный конфликт — это конфликт, который представляет собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом;
  • 2) Межличностный конфликт — это конфликт, который проявляется как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организациях чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю;
  • 3) Конфликт между личностью и группой — это конфликт между отдельной личностью и группой, который может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. И если этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы;
  • 4) Межгрупповой конфликт — это конфликт, который происходит в организации, состоящей из множества формальных и неформальных групп. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности;
  • 5) Антагонистический конфликт — это конфликт, представляющий собой разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы;
  • 6) Компромиссный конфликт — это конфликт, который допускает несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия;
  • 7) Вертикальный конфликт — это конфликт, предполагающий распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта: начальник — подчиненный, вышестоящая организация — предприятие, малое предприятие — учредитель;
  • 8) Горизонтальный конфликт — конфликт предполагает взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководителей одного уровня, специалисты между собой;
  • 9) Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными, правовыми, социальными, этическими;
  • 10) Скрытый конфликт — конфликт, при котором отсутствуют агрессивные внешние действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников взаимодействия опасается другого, либо нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Наиболее распространены вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70−80% от всех остальных.

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. При анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект.

Таким образом, структура конфликта — это:

  • — совокупность устойчивых связей;
  • — обеспечивающих целостность конфликта;
  • — тождественность самому себе;
  • — отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как взаимосвязанная динамическая система и процесс.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой