Облигации как тип ценной бумаги: преимущества и недостатки
Конвертируемые облигации (convertible bonds) — это облигации, которые дают их владельцу право обменять облигации на обыкновенные акции того же эмитента в определенный срок по установленной цене. Фирма выпускает конвертируемые облигации, чтобы быстрее реализовать облигационный выпуск и заинтересовать инвесторов в приобретении именно своих облигаций. Право проведения конвертации, как правило… Читать ещё >
Облигации как тип ценной бумаги: преимущества и недостатки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
облигация эмиссия корпоративный банковский.
Общая характеристика, виды и классификация корпоративных облигаций
Облигация — это долговая ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим облигацию (заемщиком).
Таким образом, облигация — это долговое свидетельство, которое имеет два основных компонента:
ь обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении определенного срока сумму, указанную на лицевой стороне облигации;
ь обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Таким образом, облигацию можно рассматривать как:
ь долговое обязательство эмитента;
ь источник финансирования инвестиций акционерных обществ, ь форму сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.
Кроме того, как отмечает В. Белозерова, облигации присущи следующие характеристики:
ь отношения займа между инвестором и эмитентом, т. е. лицо, которое приобретает облигацию, не становится совладельцем фирмы, а является ее кредитором;
ь наличие конечного срока обращения облигации, по истечении которого она гасится, т. е. выкупается эмитентом по номинальной стоимости;
ь приоритет облигаций по сравнению с акциями в получении дохода. Выплата процентов по облигациям производится в первоочередном порядке по сравнению с выплатой дивидендов по акциям;
ь наличие у владельца облигации права на первоочередное удовлетворение его требований по сравнению с правами акционера при ликвидации предприятия.
Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.
Фирмы выпускают облигации различных видов и типов. В зависимости от классификационного признака, положенного в основу группировки, можно выделить несколько видов облигаций.
1. По методу обеспечения облигаций имуществом фирмы они подразделяются на закладные и беззакладные.
Закладные облигации — это облигации, которые обеспечиваются физическими активами или ценными бумагами фирмы. Исторически закладные облигации появились на базе закладных.
Технология выпуска закладных облигаций, как правило, состоит в следующем. Фирма выпускает одну закладную на все закладываемое имущество. Закладная хранится в траст-компании. Траст-компания делит всю сумму заложенного имущества на определенное количество облигаций, которые приобретают физические и юридические лица. Траст-компания выступает от имени всех инвесторов и является гарантом соблюдения их интересов. Траст-компания выступает как доверенное лицо всех кредиторов (всех, кто приобрел облигации). Эта компания обязана осуществлять контроль за финансовым положением фирмы, направлениями ее деятельности, состоянием капитала, оборотных средств и другими параметрами, с тем чтобы вовремя предпринять необходимые меры, защищающие интересы инвесторов, и обеспечить выполнение обязательств заемщика перед кредиторами. Услуги траст-компании оплачивает фирма, выпустившая закладную.
И.В. Топорова отмечает, что «взаимоотношения между фирмой и траст-компанией регулируются договором (контрактом), в котором фиксируются условия займа. При нарушении фирмой условий договора траст-компания, действующая от имени всех кредиторов, обязана потребовать от фирмы соблюдения этих условий». Если фирма не может выполнить предъявленных к ней требований, то траст-компания вправе потребовать выкупа всех выпущенных облигаций.
Закладные облигации подразделяются на:
ь первозакладные;
ь общезакладные;
ь облигации под залог ценных бумаг.
Необеспеченные залогом (беззакладные) облигации включают следующие разновидности:
- 1. Облигации, не обеспеченные какими-либо материальными активами. Они гарантируются добросовестностью компании-эмитента, т. е. обещанием этой компании выплатить проценты и возместить всю сумму займа по наступлении срока погашения.
- 2. Облигации под конкретный вид доходов эмитента. По этим облигациям эмитент обязуется выплачивать проценты и погасить заем за счет каких-либо конкретных доходов.
- 3. Облигации под конкретный инвестиционный проект. Средства, полученные от реализации данных облигаций, направляются эмитентом на финансирование какого-либо инвестиционного проекта. Доходы, полученные от реализации этого проекта, эмитент использует на погашение займа и выплату процентов.
- 4. Гарантированные облигации — облигации, которые не обеспечены залогом, но выполнение обязательств по займу гарантируется не компанией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего гарантом является более сильная с экономической точки зрения компания, что делает эти облигации более надежными.
- 5. Облигации с распределенной или переданной ответственностью. По этим облигациям обязательства по данному займу либо распределяются между несколькими компаниями, включая эмитента, либо их целиком принимают на себя другие компании, исключая эмитента.
- 6. Застрахованные облигации. Данный облигационный заем компания-эмитент страхует в частной страховой компании на случай возникновения каких-либо затруднений выполнения обязательств по этому займу.
- 7. Облигации, достойные инвестиций, т. е. надежные облигации, выпускаемые фирмой с твердой репутацией и имеющие хорошее обеспечение.
- 8. Макулатурные облигации — это облигации, используемые для спекуляций. Вложения в них всегда сопряжены с высокой степенью риска.
Российское законодательство устанавливает определенные ограничения на выпуск необеспеченных облигаций, а именно: выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества. Это позволяет инвесторам проанализировать финансовое состояние компании как минимум за два предшествующих года, изучить кредитную историю фирмы.
М.Е. Иванов отмечает, что «российское законодательство также предусматривает, что выпуск облигаций без обеспечения возможен в размерах, не превышающих величину уставного капитала компании, и только после его полной оплаты». Если же компания предполагает осуществить облигационный заем на сумму, которая превышает размер уставного капитала, то она должна получить обеспечение от третьих лиц.
2. По способу получения дохода различают следующие виды облигаций:
ь купонные;
ь дисконтные;
ь смешанные;
ь доходные.
- 1. Купонные облигации — это облигации к которым при их эмиссии прилагаются купоны. Купон представляет собой вырезной талон с указанной на нем процентной ставкой и датой выплаты дохода. Владелец облигации предъявляет облигацию с купонами для получения дохода. Держателю облигации выплачивается причитающийся ему доход, а купон отрезается и погашается. По способу выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:
- Ш облигации с фиксированной процентной ставкой;
- Ш облигации с плавающей процентной ставкой;
- Ш облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называются индексируемыми, обычно они эмитируются в условиях инфляции.
Доход по купонным облигациям может выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно. Периодичность выплат устанавливается в условиях выпуска облигаций.
- 2. Дисконтные облигации — это облигации, которые иногда называют облигациями с нулевым купоном, т. е. процент по ним не выплачивается, а владелец облигации имеет доход за счет того, что облигация продается с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала. Выкуп облигаций фирма осуществляет по номинальной стоимости. Разница между номинальной ценой и ценой приобретения облигации и составляет доход ее держателя. В настоящее время дисконтные облигации имеют широкое распространение на российском фондовом рынке.
- 3. Смешанные облигации. В ряде случаев облигации выпускаются с купонами, на которых указаны фиксированные проценты доходности по отношению к номиналу, и, кроме того, облигация продается с дисконтом. В этом случае владелец получает регулярный доход в виде купонных выплат, а также извлекает доход при погашении облигаций по номинальной стоимости.
- 4. Доходные облигации составляют особую разновидность облигаций. Фирма обязана выплачивать владельцам процентный доход по данным облигациям только в том случае, если у нее есть прибыль. Если прибыль отсутствует, то доход не выплачивается.
Доходные облигации могут быть простыми и кумулятивными.
Простые облигации — это облигации, по которым невыплаченный доход за предыдущие годы фирма не обязана возмещать в последующие периоды даже при наличии достаточно большого размера прибыли.
Кумулятивные облигации — это облигации, по которым невыплаченный в связи с отсутствием прибыли процентный доход накапливается и выплачивается в последующие годы. Как правило, период накопления невыплаченного дохода — не более трех лет. В условиях выпуска кумулятивных доходных облигаций должно быть предусмотрено, что до тех пор, пока не выплачен процентный доход, дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям не выплачиваются.
3. По характеру обращения облигации можно разделить на два вида: обычные облигации (неконвертируемые) и конвертируемые (с правом обмена на обыкновенные акции).
Обычные облигации (nonconvertible bonds) выпускаются без права их конверсии в акции иди другие ценные бумаги. Владелец обычной облигации держит ее до срока погашения, получая доход, предусмотренный условиями выпуска облигаций. М.ю. Маковецкий отмечает, что «в случае необходимости он может продать облигации до срока погашения по рыночной цене, которая зависит от величины процентной ставки, накопленного купонного дохода, отрезка времени до срока погашения и ряда других факторов».
Конвертируемые облигации (convertible bonds) — это облигации, которые дают их владельцу право обменять облигации на обыкновенные акции того же эмитента в определенный срок по установленной цене. Фирма выпускает конвертируемые облигации, чтобы быстрее реализовать облигационный выпуск и заинтересовать инвесторов в приобретении именно своих облигаций. Право проведения конвертации, как правило, принадлежит инвестору, который приобрел облигации в ходе первичного размещения или на вторичном фондовом рынке. С. В. Ротко подчеркивает, что «инвесторы, принимая решение о целесообразности конвертации, должны учесть все рыночные факторы: цену конвертации; рыночную стоимость акций и стоимость акций, получаемых в результате конверсии; доходность вложений в конвертируемые облигации и другие аспекты данной операции».
- 4. По срокам погашения различают:
- 1) облигации с фиксированным сроком погашения:
ь краткосрочные, обычно сроком до 1 года;
ь среднесрочные, от 1 года до 5−10 лет;
ь долгосрочные облигации со сроком погашения от 20 до 30 лет.
Сроки погашения различных видов облигаций в каждой стране определяются законодательством и сложившейся практикой. Так, в США к краткосрочным обычно относят облигации со сроком обращения от 1 года до 3 лет, к среднесрочным — от 3 до 7 лет, долгосрочным — свыше 7 лет. Российское законодательство содержит указания о сроках обращения только государственных долговых обязательств;
2) облигации без фиксированного срока погашения:
ь бессрочные или непогашаемые;
ь отзывные облигации — облигации, которые могут быть отозваны эмитентом до наступления срока погашения. При выпуске облигаций эмитент устанавливает условия такого отзыва — по номиналу или с премией;
ь облигации с правом погашения — это облигации, которые предоставляют инвестору право на возврат облигации эмитенту до наступления срока погашения и получение за нее номинальной стоимости;
ь продлеваемые облигации предоставляют инвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течение этого срока;
ь отсроченные облигации дают эмитенту право на отсрочку погашения.
- 5. В зависимости от порядка владения различаются облигации:
- 1) именные — это облигации, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент.
- 2) на предъявителя — облигации, права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации.
- 6. В зависимости от формы выпуска различают два вида облигаций: документарные и бездокументарные.
- 7. В зависимости от формы возмещения делятся на облигации, возмещаемые в денежной и натуральной форме.
- 8. В зависимости от цели облигационного займа различают:
ь обычные облигации, которые выпускаются для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности или для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
ь целевые облигации, средства от реализации которых направляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий.
Таким образом, корпоративная облигация представляет собой облигацию, выпускаемую для финансирования частных предприятий. По корпоративным облигациям предприниматели получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигаций получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода. По методу обеспечения облигаций имуществом фирмы они подразделяются на закладные и беззакладные. По способу получения дохода различают купонные, дисконтные, смешанные и доходные виды облигаций. По характеру обращения облигации можно разделить на два вида: обычные облигации (неконвертируемые) и конвертируемые (с правом обмена на обыкновенные акции). По срокам погашения различают облигации с фиксированным сроком погашения и без фиксированного срока погашения. В зависимости от порядка владения различаются именные облигации и облигации на предъявителя. В зависимости от формы выпуска различают документарные и бездокументарные облигации. В зависимости от формы возмещения делятся на облигации, возмещаемые в денежной и натуральной форме. Возможны также и иные классификации видов корпоративных облигаций.