Методы формирования и внедрения корпоративной культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный опыт)
Миссию, ценности и правила корпоративной культуры нетрудно написать и оформить в качестве «Делового кодекса», но реализация, проявление и «живое» существование корпоративных установок зависят от успешного решения непростой проблемы организации специальных мероприятий по их внедрению. Опыт и наблюдение за деятельностью многих российских компаний показывают, что именно практический аспект… Читать ещё >
Методы формирования и внедрения корпоративной культуры в деятельность компании (отечественный и зарубежный опыт) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Миссию, ценности и правила корпоративной культуры нетрудно написать и оформить в качестве «Делового кодекса», но реализация, проявление и «живое» существование корпоративных установок зависят от успешного решения непростой проблемы организации специальных мероприятий по их внедрению [2, С. 63]. Опыт и наблюдение за деятельностью многих российских компаний показывают, что именно практический аспект существования корпоративной культуры является самым важным и самым трудоемким.
Японский исследователь Т. Коно так описывает решение проблемы практического внедрения норм и правил корпоративной культуры на японских предприятиях: «Кредо компании повторяется повсеместно. Оно излагается и подробно объясняется в брошюре, которая знакомит нового работника с компанией, ее историей, продукцией, организационной структурой и политикой каждого подразделения. Всесторонне познакомив с компанией, от сотрудников ждут, что они станут вести себя наилучшим образом для достижения цели компании, будут выполнять свои обязанности по собственной инициативе, даже если нет подробной должностной инструкции [4, С. 76].
На то, чтобы дать новым работникам техническую квалификацию, вдохновить их философией, целями и политикой компании, тратится около восьми месяцев.
Каждое утро проводится утреннее собрание в каждом подразделении, исполняется гимн компании и хором зачитываются «Семь духов», затем кто-то из служащих излагает перед собравшимися свое мнение о работе. Текст основных правил вывешен на стене, и лозунг текущего года поднят высоко для всеобщего обозрения.
На Новый год ведущие менеджеры собираются вместе, и председатель совета директоров вместе с президентом компании объявляет им базовую политику на предстоящий год. Разрабатывается долгосрочный план, и информация о новых направлениях стратегии компании через журнал компании сообщается всем работникам" [3, С. 163].
В качестве примера в этом небольшом отрывке перечислены следующие методы внедрения корпоративной культуры, которые, кстати, используются не только в Японии, но и в Европе и США (кроме, пожалуй, пения корпоративных гимнов):
содержанием введения в должность вновь принимаемых сотрудников выступает не только их профессиональное обучение, но и использование корпоративных лозунгов и целей для вдохновления на работу;
целевое использование средств корпоративной прессы (изложение корпоративных ценностей и правил в брошюрах);
вывешивание текстов, в которых перечислены корпоративные лозунги, ценности и правила, на стендах компании;
регулярные выступления руководства с формулировками корпоративных ценностей, целей и правил;
«накачка» персонала каждое утро перед работой — пение гимнов, выступление ведущих сотрудников с формулировками целей работы;
регулярное повторение ценностей, целей и принципов корпоративной культуры для их глубокого усвоения работниками.
В России тоже есть эффективный метод разработки и практического внедрения корпоративной культуры в компании, созданный и апробированный отечественными игротехниками. В 80-х — начале 90-х гг. этот метод назывался организационно — деятелъностной игрой (ОДИ) и применялся для решения нестандартных народнохозяйственных проблем, разработки крупных государственных проектов, перестройки системы управления предприятий и организаций [18, С. 67].
В последние годы в процессе применения этого метода с целью создания и внедрения корпоративной культуры в компании его можно назвать корпоративным тренингом.