Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и роль в регулировании рынка труда.
Методика разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов
Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования. В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется… Читать ещё >
Сводный баланс трудовых ресурсов, его содержание и роль в регулировании рынка труда. Методика разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости.
Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.
Сводный баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей. Первая часть показывает наличие трудовых ресурсов и их составные компоненты: трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающих пенсионеров и подростков. Вторая часть баланса трудовых ресурсов характеризует их распределение по общественным группам (рабочие и служащие), видам занятости (занятые в общественном хозяйстве, на учёбе с отрывом от производства, в домашнем и личном хозяйстве), сферам производства (материальном производстве и непроизводственной сфере) и отраслям народного хозяйства (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, просвещении, здравоохранении и т. д.).
Разработка планового баланса трудовых ресурсов на плановый период основывается на обобщении аналитического материала по состоянию и использованию трудовых ресурсов в предшествующем плановом году (годам). В условиях формирования рыночных отношений создание планового баланса трудовых ресурсов несколько затруднено, однако он разрабатывается на основе упрощённых аналитических обобщений.
Анализ трудовых ресурсов осуществляется по двум направлениям. По первому исследуются демографические основы воспроизводства трудовых ресурсов, т. е. численность, динамика и структура населения. При этом используются данные переписи и текущего учёта населения (численность, структура, естественное и механическое движение).
По второму направлению исследуются собственно трудовые ресурсы, т. е. их численность, динамика, распределение по видам занятости в народном хозяйстве. В этом случае источниками для анализа служат данные переписи населения (сведения о занятости в различных аспектах), отчётные балансы трудовых ресурсов, единовременные обследования и данные текущей статистики труда (об использовании рабочего времени, текучести кадров, профессионально-квалификационном составе, механизации труда и т. д.).
Переход к рыночным отношениям обостряет проблемы занятости, добавляя к ним новые, связанные с возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.
Планирование занятости осуществляется исходя из решаемых народным хозяйством задач и базируется на таких основных принципах, как:
обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному творческому труду.
С целью более успешного решения проблем занятости разрабатываются программы. Для финансового обеспечения планируемых к выполнению мероприятий, страхования от безработицы предусматривается формирование отдельного внебюджетного фонда за счет обязательных отчислений субъектами хозяйствования, ассигнований из бюджета, добровольных пожертвований и иных поступлений. Размеры фонда рассчитываются исходя из установленных норм отчислений и количества субъектов хозяйствования.