Основные функциональные задачи международного менеджмента
Качественно разная информационная база. Существенно отмечаются национальные деловые знания, принципы ведения бизнеса, деловой язык и многое другое. В разных странах по-разному сложились способы добывания, хранения и обработки информации. Коренным образом отмечаются принципы и системы коммуникаций. Культурные факторы могут способствовать успешной деятельности иностранных предприятий за счет… Читать ещё >
Основные функциональные задачи международного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
международный менеджмент страновый маркетинговый В связи с бурным развитием мирового бизнеса естественным образом возник вопрос управления им, то есть международного менеджмента. Эффективная деятельность на глобальном рынке Земли возможна лишь на основе соответствующего научного подхода, основанного на достижениях современной теории и практики управления.
Международный менеджмент — это управление с использованием конкурентных преимуществ фирмы за счет ведения бизнеса в других странах, опираясь на особенности их экономик.
Международный менеджмент существенно отличается от любого национального. Основные различия заключаются в условиях, людях, информации, отношении к инновациям и др.
Специфика условий или различия во внешней среде связаны с особенностями и уровнем развития экономики страны, национальных традиций и стереотипов поведения, особенностей общей и деловой культуры.
Экономика каждой страны может быть оценена с точки зрения уровня ее развития, состояния трудовых отношений, производственных технологий и налоговых систем. Кроме того, важнейшее значение имеет национальная правовая база бизнеса, его защищенность, уровень рисков и степень гарантий.
Национальные традиции и стереотипы поведения во многом определяют бизнес-этику каждой страны. Бизнесмены, так же как и представители других профессий, являются носителями своего национального менталитета. Последний во многом определяет поведение людей в жизни и бизнесе.
Например, в южных жарких странах (Испания, Италия, Греция, Югославия, Турция и др.) традицией являются продолжительные обеденные перерывы в полуденный зной (фиеста). Примерно с 12−13 до 16−17 часов закрыты все офисы и магазины. Деловая жизнь замирает, но снова оживает ближе к вечеру.
Общая и деловая культура каждой страны также уникальна. Она складывалась веками под влиянием множества местных факторов. И в современном преломлении это может принимать самые разные формы.
Так, в восточной культуре очень высока роль старших по возрасту. Поэтому, если менеджер поручает работу подчиненному, который значительно старше его, то он делает это подчеркнуто уважительно, демонстрируя почтение к возрасту.
Различия в людях создают разные приоритеты, ценности, потребности. То, что очень важно для одной нации, может практически не иметь ценности у другой. Эти различия проявляются и в отношении к работе, и в подходах к бизнесу.
Так, работа может рассматриваться как:
- 1) жизненная потребность.
- 2) путь самореализации,
- 3) способ добывания средств к существованию. В ходе специального международного исследования на третий вариант указало 50% японцев, а вот бельгийцы и голландцы — лишь 30%.
Еще пример. Американский менеджер, как представитель демократического стиля руководства, пытается привлечь рабочего-грека к участию в принятии решения. А грек воспринимает это совсем по-другому. Он разочарован и думает: «Совсем бестолковый менеджер. Ничего сам решить не может» .
Качественно разная информационная база. Существенно отмечаются национальные деловые знания, принципы ведения бизнеса, деловой язык и многое другое. В разных странах по-разному сложились способы добывания, хранения и обработки информации. Коренным образом отмечаются принципы и системы коммуникаций.
Так, в США вполне уместно искать потребителей и деловых партнеров через Интернет или с помощью почтовой рассылки писем. В Японии же это неприемлемо. Здесь, чтобы завязать деловые отношения, с потенциальным партнером надо встречаться лично, причем не один раз.
Отношение к инновациям у разных наций весьма различно. Есть очень консервативные страны. А приход иностранной фирмы всегда является новинкой, которая может быть воспринята далеко не благосклонно.
Готовность принять новое обычно базируется на недовольстве старым. Если же людей устраивает сложившийся порядок вещей, то их сложно склонить к новшествам, переменам, реформам.
С консерватизмом и традиционализмом прочно ассоциируется Англия. Здесь все старинное имеет завышенную ценность. Поэтому даже реально необходимые элементы нового внедряются так, чтобы они не заслоняли старины.
Итак, основное отличие международного и национального менеджментов заключается в учете и использовании в управлении особенностей национальной экономики и культуры.
Фирма, которая направила свои устремления на рынок другой страны, как правило, имеет в этом определенную целевую ориентацию. Можно сформулировать несколько наиболее распространенных целей: поиск новых рынков, ресурсов или правовых условий.
Поиск и освоение новых рынков обычно направлены на увеличение объемов продаж. На новом рынке можно рассчитывать на более мягкую товарную конкуренцию.
Поиск и использование более эффективных ресурсов также может стать целью выхода на внешний рынок. Качество либо цена ресурсов даже в соседних странах могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому за счет ресурсов можно добиться серьезного конкурентного преимущества.
Целью международных усилий фирмы может стать использование возможностей новой правовой среды. Часто бывает так, что запрещенное или ограничиваемое в одной стране вполне допустимо в другой. И зарубежные фирмы пытаются этим воспользоваться.
Для того, чтобы выйти и закрепиться на зарубежном рынке, фирма должна учитывать и соблюдать ряд условий. Факторами бизнес-учета могут выступать экономические, природные, демографические, географические, культурные и иные особенности страны.
Экономические факторы связаны с уровнем и направленностью развития экономики страны в целом, а также интересующей отрасли в частности. От этого зависит успех делового партнерства, эффективность производства, успешность реализации продукции.
К природным факторам обычно относят климат, минеральные, водные и иные ресурсы. От климата зависит объем необходимых вложений в основные средства. Ресурсная составляющая определяет возможный размах производственной деятельности.
Демографическими факторами являются квалификация и трудолюбие населения, продолжительность жизни, уровень урбанизации (доля городского населения), плотность населения на конкретной территории. Так, избыток трудоспособного населения на интересующей территории наверняка обеспечит создаваемое производство необходимым персоналом.
Географические факторы определяют территориальное положение страны. Насколько близко расположена она от предполагаемых рынков сбыта? Далеко ли придется возить ресурсы? Есть ли необходимые железнодорожные, автомобильные, водные или воздушные пути?
Культурные факторы могут способствовать успешной деятельности иностранных предприятий за счет конструктивного отношения к ним со стороны общественности и государственных структур. Кроме того, культурные особенности могут подсказать наличие наибольших возможностей для инвестиций и бизнеса.
Исходя из целей и необходимости учета бизнес-факторов, можно сформулировать задачи международного менеджмента. Наиболее важными из них являются следующие пять.
1. Анализ и учет внешней среды.
Это необходимо для поиска и реализации конкурентных преимуществ фирмы на рынке другой страны. К внешней среде относятся экономические, правовые и политические особенности страны.
2. Оценка и учет культурного фона.
Знание фона позволяет использовать его возможности, а также ограничения для успешного ведения бизнеса. Учет возможностей и ограничений позволит правильно построить деловые и трудовые отношения, создать действенную рекламу и т. д.
3. Выбор организационных форм бизнеса.
Добиться максимального эффекта от экономико-правового потенциала страны поможет правильный выбор форм бизнеса. Это может быть иностранное либо совместное предприятие, корпорация или стратегический альянс и др.
4. Изучение и учет национального менталитета.
Это позволит в полной мере учитывать индивидуальную психологию и использовать личный потенциал работников. Самоотдача и творчество персонала при умелом менеджменте рассматривается современной теорией управления как главное достоинство фирмы.
5. Использование местного бизнес-сервиса.
Возможности страны следует использовать в области информации, технологий, ресурсов, финансов и других. Именно это может создать те преимущества, которые необходимы для успешной конкуренции на рынке.
Умелая постановка и правильное решение задач позволяет сделать международный бизнес успешным, а международный менеджмент эффективным.