Методы выбора инновационной стратегии
Инновационная стратегия исходит из принципа время — деньги. Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на схеме в приложение 4. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами… Читать ещё >
Методы выбора инновационной стратегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий Суслова И. М. Стратегическое управление предприятием. — М.: МЦБС, 2008. С. 123.:
- 1. Наступательная — характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
- 2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение затраты — результат в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
- 3. Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.
- 4. Зависимая — применяется для самосохранения путем выполнения субконтрактных работ для инновационных предприятий.
- 5. Традиционная, целью которой является самосохранение с применением консервативных технологий.
- 6. Оппортунистическая, имеющая целью занятие свободных ниш на рынке.
Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.
При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.
Для имитационной стратегии характерны низкие затраты на нововведения.
Для зависимой и традиционной стратегий характерны незначительные затраты на нововведения.
При оппортунистической стратегии затраты на нововведения зависят от тактических соображений.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа время — деньги. Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на схеме в приложение 4.
Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке цели. Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:
Доля рынка. | |||
Высокая. | Низкая. | ||
Темпы роста. | Высокие. | Звезда. | |
Низкие. | Корова. | Собака. |
В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях (звезды), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в относительно стабильных или сокращающихся отраслях (дойные коровы), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель — удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях (собаки) выбирают стратегию отсечения лишнего.
Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен. Так имеют место две альтернативы:
- 1. Интенсификация усилий на данном рынке;
- 2. Уход с рынка.
Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция / рынок:
Матрица продукция/рынок.
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
- 1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
- 2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
- 3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
- 4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по всем уровням управления.
При разработке «снизу вверх» каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т. д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.