Логопедическая ритмика в системе логопедической работы по коррекции речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Танец (хоровод). Упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные. Общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они похожи на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, и пр.) и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия… Читать ещё >
Логопедическая ритмика в системе логопедической работы по коррекции речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система коррекционной помощи
Система коррекционной помощи детям со стертой дизартрией основана на занятиях логопедической ритмики. Комплекс основных видов упражнений направлен на развитие и регуляцию:
- — мышечного тонуса;
- — статической и динамической координации движений и речи;
- — речевого дыхания и голоса;
- — дикции и артикуляции;
- — мелкой и мимической моторики переключаемости движений;
- — чувства ритма.
В ходе нашего исследования использована технология коррекции ритмической стороны речи при дизартрии (Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова).
Направления работы над ритмом:
I. Восприятие ритмических структур.
II. Воспроизведение ритмических структур. Материал для упражнений:
- — / - громкий удар;
- — v — тихий удар.
Подобраны следующие упражнения:
I. Упражнения на восприятие ритма:
- 1. Определить, прослушав изолированные удары (//, ///, ////), количество ударов.
- 2. Прослушать серии простых ударов (// // //, /// ///), определить количество ударов.
- 3. Прослушать серии акцентированных ударов (/ v v /), определить: количество ударов и какие удары (тихие, громкие).
II. 1) Упражнения на воспроизведения неречевого ритма:
- 1. Без опоры на зрительное восприятие отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары.
- 2. Без опоры на зрительное восприятие отстучать по подражанию предъявленные серии простых ударов.
- 3. Без опоры на зрительное восприятие отстучать по подражанию серии акцентированных ударов.
- 4. Записать условно знаками предложенные удары и их серии.
- 5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии.
- 2) Упражнения по освоению ритмики слова:
- 1. Произнесение односложных слов. а) простых (да, ты, он, сел, дом);
- б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт);
- в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит).
- 2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции.
- а) суп — супы (гласные в ударных и предударных слогах); б) сок — соки (гласные в ударных и заударных слогах);
- в) слова различной слоговой структуры и с разным местом расположения гласных по отношению к ударению: умный, удар, изучать, август.
- 3. Произнесение пар слов с гласными Е, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.
Гласный [Е].
- а) в первом предударном слоге цвет — цветы, взгляд — глядеть; б) во втором предударном слоге: серый — серебро;
- в) в других предударных слогах: перенести;
- г) в заударном слоге: смотреть — просмотренный;
- д) в различной структуре слов: весёлый, зелёный, месяц, повесть, земляника.
Гласные [А], [О].
- а) в первом предударном слоге: сам — сама, стол — столы; б) во втором предударном слоге: создать — создавать;
- в) в других предударных слогах: прополоскать, заболевание; г) в заударных слогах: мороз — заморозки, слова — слово.
- 4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения.
- а) с ударением на первом слоге: «Утром холодно»;
- б) с ударением на одном из средних слогов: «Домашнее задание»; в) с ударением на конечном слоге: «Задать вопрос»;
- г) в различных комбинациях по месту ударения: «Новый рассказ».
Опыт доказывает, что при проведении фронтальных занятий лучше всего использовать комплексные методики, так как они являются наиболее результативными. При работе с детьми-дизартриками необходимо добиться их устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Достигается это реализацией комплексного метода с применением наглядных и игровых приемов.
Цель комплексного метода — добиться высокой результативности логоритмических занятий.
Такая цель определяет основные задачи:
- -повышение умственной и речевой активности детей;
- -создание творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъема.
Их решение облегчается использованием разных организационных типов логоритмических занятий.
Коррекционная работа с применением логоритмических упражнений с детьми с дизартрией в ДОУ строилась согласно следующей структуре занятий.
Длительность: по 30 минут 3 раза в неделю. Структура логоритмического занятия:
- · Движения под музыку, упражнения в различных видах ходьбы и бега.
- · Танец (хоровод). Упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные. Общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они похожи на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, и пр.) и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки.
- · Разучивание четверостишия, сопровождаемого движениями.
- · Песня, сопровождаемая жестами.
- · Мимические упражнения.
- · Массаж (спины, рук, ног и т. п.).
- · Упражнения и игры для развития общей, тонкой моторики.
- · Упражнения, активизирующие внимание.
- · Ритмические упражнения.
- · Упражнения и игры для развития творческой инициативы. Подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие включает упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, занятие на развитие чувства ритма или внимания.
Схема занятий, при которой происходит равномерное распределение психофизической нагрузки:
- 1 этап — подготовительный (5 минут).
- 2 этап — основной (20 минут).
- 3 этап — заключительный (5 минут). Содержание этапов:
Подготовительный: подготавливает детский организм к основной двигательно-речевой нагрузке.
Виды упражнений:
- 1. Различные виды ходьбы — на носках, на пятках, со сменой темпа и направления. Ходьба настраивает на рабочий лад, организует детей для проведения занятия.
- 2. Упражнения развивающие умение двигаться в характере и темпе музыки.
- 3. Музыкально-ритмические упражнения:
- а) развивающие слуховое и речевое внимание (переключаемость, устойчивость, распределение внимания);
- б) регулирующие мышечный тонус;
- в) направленные на развитие координации движений и речи.
Основная часть содержит упражнения на развитие основных двигательных и речевых умений.
- 1. Упражнения на развитие дыхания:
- а) дифференцированное дыхание (вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом, вдох ртом — выдох носом, вдох носом — выдох ртом);
- б) развитие длительной, направленной воздушной струи; в) диафрагмальное дыхание.
- 2. Упражнения на развитие голоса:
- а) фонетическая ритмика с использованием гласных звуков (А, Э, И, О, У, Ы);
- б) звуко-слоговые сочетания с выполнением различных движений; в) распевание слогов в различной последовательности.
- 3. Игры на координацию речи и движений под музыку: а) речевые игры;
- б) речевки — короткие четверостишия, направленные на развитие координации между движением и словом под музыку.
- 4. Слушание музыки (одно произведение).
- 5. Упражнения для развития тонкой, мимической и речевой моторики.
- 2.6. Пение, музыкальная игра или хоровод.
Заключительный этап:
Цель этапа: успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.
Особенности содержания занятий:
Дети выполняют специальные упражнения, одновременно происходит накопление знаний о музыке, окружающем мире и формирование коммуникативных способностей.
Также элементы логопедической ритмики используются в режимные моменты на занятиях в группе воспитателями: развитие речи, лепка, конструирование, музыкальные занятия.
Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Варьирование заданий заставляет действовать все анализаторные системы: по ходу занятия дети кого-нибудь изображают, мимикой и жестами выражают свое отношение, выполняют разные действия, напрягаются и расслабляются, поднимают нужное количество пальцев, загибают их, считают.
Занятия разнообразны по сюжету и жанру — это и игра, и филармония, и урок.