Процесс учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
Аналитический учет по счету 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. После фактической реализации продукции ОАО «Литмаш» производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции. Это отражается в бухгалтерском учете… Читать ещё >
Процесс учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перед тем как реализовать товар ОАО «Литмаш» заключает договор поставки локомотивной и вагонной колодки с покупателями.
В договоре указывается: предмет договора, цена договора и порядок расчетов, порядок поставки, приемка товара, обязательства сторон, ответственность сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия. (Приложение 6).
Так, при реализации товаров необходимо наличие счета поставщика на оплату.
На основании договора поставки покупателю выставляют счет на оплату. В счете указываются банковские реквизиты поставщика, цена единицы товара, общая стоимость партии, а также сумма налога, включенного в стоимость товаров. (Приложение 7).
Счет выписывают в 2 экземплярах:
первый экземпляр — покупателю (заказчику) для оплаты;
второй экземпляр — поставщику.
Счет подписывают главный бухгалтер и генеральный директор.
Выписанный счет отсылается клиенту по факсу. Клиент оплачивает счет и по мере его оплаты оформляется отгрузка товара.
Движение материальных ценностей от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами — товарной накладной. (Приложение 8).
В товарной накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание материальных ценностей, количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска материальных ценностей. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими материальные ценности и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и покупателя. В ОАО «Литмаш» накладная выписывается в 2 экземплярах.
На основании товарной накладной формируется счет-фактура. Он является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками (Приложение 8). Счет-фактура выданная предназначена для ведения налогового учета и формирования книги продаж.
Счет-фактура формируется в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должна быть доставлена не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается счет-фактура генеральным директором и главным бухгалтером.
Покупатель забирает продукцию только при наличии доверенности. В ней указываются следующие данные: реквизиты организации, которая выписала доверенность, количество продукции, паспортные данные лица, на которого выписана доверенность, срок действия доверенности. Доверенность подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и лицом, получившим доверенность. (Рассматривалась в предыдущем примере) Заключающим этапом реализации товара является формирование книги продаж главным бухгалтером. В книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров, имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
В книгу продаж заносятся счета-фактуры по операциям реализации и прочим доходам за налоговый период. В книге продаж подсчитываются итоги, так как данные необходимы для налоговой декларации по НДС.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в рабочем плане счетов ОАО «Литмаш» предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 открыты соответствующие субсчета:
- — 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)»;
- — 62.2 «Расчеты по авансам полученным (в рублях)»;
- — 62.3 «Векселя полученные» и т. д.
Рассмотрим, как делаются в бухгалтерском учете записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками ОАО «Литмаш»:
Дебет 62.1 Кредит 90.1 — 39 052,80 руб. отражена выручка от реализации колосника котла.
Дебет 90.2 Кредит 43 — 30 554,22 руб. списана себестоимость проданной готовой продукции.
Дебет 90.3 Кредит 68.2 — 7029,50 руб. начислена сумма НДС с реализации, подлежащая уплате в бюджет.
После фактической реализации продукции ОАО «Литмаш» производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции. Это отражается в бухгалтерском учете следующей записью:
Дебет 62.2 кредит 62.1 — 46 082,30 руб. произведен зачет ранее полученного аванса.
Если ОАО «Литмаш» получило в счет реализации продукции стопроцентную предоплату от покупателя, то делается следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 51 Кредит 62.2 — 46 082,30 руб. отражено поступление аванса в счет предстоящей поставки продукции.
Аналитический учет по счету 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику.