Требования и порядок и форма составления и оформления промежуточного ликвидационного баланса
Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов; в том числе… Читать ещё >
Требования и порядок и форма составления и оформления промежуточного ликвидационного баланса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, в него включаются:
- 1. Перечень зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
- 2. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости,
- 3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости,
- 4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса, перечень нематериальных активов с указанием нематериальных активов и стоимости по активу баланса;
- 5. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов; в том числе указываются товары отгруженные; расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними организациями, с бюджетом, с персоналом, по прочим операциям, с прочими дебиторами; авансы, виданные поставщиками и подрядчиками; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета; перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу, с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности, решения об удовлетворении.
Для принятия решения ликвидационной комиссией, промежуточный ликвидационный баланс отражает: полные сведения о составе активов и пассивов организации, стоимость всего имущества, которым располагает организация, полные сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях. Перечень всех предъявленных кредиторами требований нужно привести отдельно в приложении к балансу, при этом необходимо указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией.
Для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица.
Промежуточный баланс, в отличие от ликвидационного, составляется до удовлетворения требований кредиторов, тем не менее, в нем содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о размерах кредиторской задолженности и сведения о результатах рассмотрения требований кредиторов (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Отражает в ликвидационном балансе кредиторскую задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества), не нужно.
Когда промежуточный ликвидационный баланс составлен, он утверждается учредителями (участниками) организации. Ликвидационный баланс согласовывают с органом, который зарегистрировал данное юридическое лицо.
Для этого в налоговую инспекцию представляют уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением самого баланса. Форма уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 т. N 439 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110).
По сути, ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота является промежуточный ликвидационный баланс, поскольку в нем отражены все активы предприятия, составляющие его конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов. При этом конкурсная масса — это не только имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, но и выявленное в процессе его проведения.
Промежуточный баланс составляется на дату открытия конкурсного производства в целях отражения имущественного положения предприятия до начала реализации его активов и производства каких-либо расходов ликвидационной комиссией.
При этом промежуточный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов, следовательно, составление его возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, т. е. не ранее истечения срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий. В течение этого периода проводятся инвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.
В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов, и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих Закону.
Как правило, ликвидационная комиссия участвует во множестве судебных дел, связанных с возвратом активов из незаконного владения, взысканием процентов и штрафов по непогашенной своевременно дебиторской задолженности, положительный исход которых может существенно увеличить конкурсную массу и изменить перспективы погашения требований кредиторов (Приложение 1,2).
В то же время кредиторы в случае несогласия с суммой долга, признанной ликвидационной комиссией, могут подать иск в арбитражный суд. В связи с чем исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденного приказом Минфина России от 25.11.98 N 57н, последствия рассмотрения этих исков в арбитраже должны найти свое отражение в промежуточном ликвидационном балансе. ликвидационный баланс бухгалтерский отчетность При этом условный актив может быть оценен по доступной информации экспертным путем или по стоимости сделки, в результате которой он был отчужден; а условное обязательство — исходя из обоснованности каждого из выдвинутых денежных или имущественных требований кредиторов и существующей практики рассмотрения аналогичных исков. Последствия по каждому конкретному иску должны быть раскрыты в пояснительной записке.
Промежуточный ликвидационный баланс хотя и должен составляться по состоянию на дату открытия конкурсного производства, но технически это происходит на три-четыре месяца позже, т. е. возникает необходимость учесть события, произошедшие после отчетной даты, как это позволяет Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина России от 07.02.02. К данным событиям могут относиться:
- — признание пеней и штрафных санкций в пользу кредиторов по неисполненным предприятием-банкротом договорам;
- — списание просроченных долгов;
- — поступление активов в результате следственных действий или судебных разбирательств.
Входящие остатки переносятся из баланса должника на последнюю отчетную дату или из последнего сданного в налоговые органы баланса. В промежуточном ликвидационном балансе не должно быть деления дебиторской задолженности и обязательств на краткосрочные и долгосрочные, поскольку с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех обязательств считается наступившим, и период их обращения всегда будет менее 12 месяцев (срок конкурсного производства в общем случае не может превышать одного года).
В настоящее время вопросы банкротства предприятий регулируются Федеральным законом от 26.10.02 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) [2]. В отношении предприятия, признанного банкротом, открывается конкурсное производство — процедура банкротства, призванная обеспечить соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должник.
Для составления промежуточного ликвидационного баланса данных типовой формы баланса недостаточно — для формирования представления о финансовом положении организации требуются дополнительные показатели.
По каждому показателю промежуточного ликвидационного баланса должны быть данные за два отчетных периода, причем они будут в некоторой степени несопоставимы, так как обязательства сгруппированы не по срочности погашения, а в зависимости от установленной Законом очередности их погашения. Следовательно, данные за период, предшествующий отчетному, подлежат корректировке.
Активы отражают по стоимости, реальной к взысканию или реализации, что должно быть подтверждено актом оценки или отчетом независимого оценщика.
Особенно это важно, если проведенная инвентаризация и оценка активов свидетельствуют о существенном снижении их стоимости по сравнению с балансовой величиной. При стоимостной оценке активов в целях составления промежуточного баланса необходимо учесть положения ПБУ 7/98, позволяющие дать наиболее объективную картину имущественного положения предприятия.
Например, если продажа части активов показала, что расчет цены реализации не был обоснован, то необходимо пересмотреть результаты оценки. Ценные бумаги отражаются с учетом котировок.
Наступление событий, делающих взыскание дебиторской задолженности сомнительным (признание дебитора банкротом, невозможность взыскания долга денежными средствами), позволяет показать дебиторскую задолженность с учетом дисконта, что способствует реальной оценке влияния данного события на результаты конкурсного производства. Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не учитывается в промежуточном ликвидационном балансе.
Однако впоследствии ликвидационная комиссия должна принять все возможные меры для ее взыскания (судебный и досудебный порядок) до получения акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания или появления обстоятельств, делающих предъявление иска невозможным. Следует организовать внесистемный учет задолженности для обеспечения полноты взыскания.
В соответствии с Законом жизненно важные для региона объекты коммунальной и социальной инфраструктуры не включаются в конкурсную массу, и на них не может быть обращено взыскание в погашение кредиторской задолженности. Следовательно, данные объекты не должны включаться в промежуточный баланс независимо от момента передачи их местным органам власти.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса должны быть закрыты счета по учету добавочного капитала, резервного капитала, фондов, резервов, нераспределенной прибыли, использования прибыли, доходов и расходов будущих периодов, причину появления которых не удалось установить, а также счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Списываются неликвидные и обесценившиеся ценные бумаги, просроченная дебиторская задолженность с учетом ранее созданных резервов.
Суммы этих списаний, как показывает практика, просто не окажут существенного влияния на дебетовое сальдо счета 80 «Прибыли и убытки». НДС, учтенный на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», по оприходованным, но неоплаченным ценностям не предъявляется к возмещению из бюджета в связи с тем, что оплата поступивших ценностей не может быть произведена, так как это будет внеочередным удовлетворением требований кредиторов.
Необходимо выяснить наличие и состояние банковских счетов предприятия и закрыть все из них кроме одного, выступающего в качестве основного счета должника в ходе конкурсного производства. Документом, подтверждающим полномочия конкурсного управляющего по распоряжению счетом, является решение или определение суда о признании предприятия банкротом и о назначении конкурсного управляющего.
В ходе инвентаризации выявляются ценности, учитываемые на забалансовых счетах. Это имущество передается владельцам, а забалансовые счета закрываются после расторжения соответствующих договоров.
После завершения рассмотрения требований кредиторов следует организовать учет задолженности в разрезе очередности погашения.
Промежуточный ликвидационный баланс не является достаточно прозрачным для пользователей, так как содержит множество корректировок для отражения специфики структуры активов и пассивов предприятия-банкрота. В связи с этим целесообразно к пояснительной записке приложить следующие документы, позволяющие кредиторам более полно понять процедуру составления баланса и имущественное положение должника: реестр требований кредиторов; сведения о составе активов предприятия. Необходимыми реквизитами данных документов должны являться:
- — реестра требований кредиторов — наименование кредитора; заявленная сумма требования; признанная сумма требования; документы, подтверждающие размер задолженности; примечание (наличие исков, перспективы их рассмотрения);
- — сведений о составе активов — наименование имущества (дебитора); балансовая стоимость имущества (сумма дебиторской задолженности); стоимость, реальная к продаже или взысканию, в оценке ликвидационной комиссии.
Подготавливая документы к составлению ликвидационного баланса, необходимо провести анализ финансового состояния предприятия на стадии его ликвидации, чтобы иметь возможность принять все меры к погашению задолженностей. Общая процедура составления отчетности предприятия-банкрота и взаимосвязь промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов предприятия представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Взаимосвязь промежуточного и ликвидационного балансов.