Нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности малого предприятия
Рассматривая отчетность малых предприятий, необходимо определить, при каких условиях предприятие будет иметь статус малого предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства следует понимать коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период… Читать ещё >
Нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности малого предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая отчетность малых предприятий, необходимо определить, при каких условиях предприятие будет иметь статус малого предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства следует понимать коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
При превышении указанной численности малое предприятие лишается льготы на период, в котором произошло превышение, и на последующие три месяца. При осуществлении нескольких видов деятельности лимит численности устанавливается по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в объеме выручки или в годовом объеме прибыли.
Кроме того, еще одним критерием отнесения организации к малому предприятию является доля участия в уставном капитале. Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале:
доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Малые предприятия, имеющие показатели, соответствующие вышеперечисленным критериям, можно разделить на две группы:
- 1) со среднесписочной численностью свыше 15 человек;
- 2) со среднесписочной численностью до 15 человек (рассматриваются в данной работе).
Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетном всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Малые предприятия первой группы (со среднесписочной численностью свыше 15 человек) в соответствии с Типовыми рекомендациями могут вести учет с применением регистров журнально-ордерной формы (что предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в главную книгу) с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета или по упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, приведенного в Типовых рекомендациях.
Применение упрощенной формы учета рекомендовано малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 операций в месяц).
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
Малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Причем малые предприятия имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысит суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.