Основы организации и особенности бухгалтерского учета в формировании доходов и расходов в бюджетном учреждении
Бюджетным учреждением, согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки… Читать ещё >
Основы организации и особенности бухгалтерского учета в формировании доходов и расходов в бюджетном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетным учреждением, согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Для реализации полномочий финансирование бюджетных учреждений осуществляется за счет различных источников.
Уставная деятельность бюджетного учреждения осуществляется на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. Имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, собственником имущества является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ. Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета, переведены на обслуживание в органы казначейства, через которые они получают расчетные услуги.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации Законом № 83-ФЗ, из всех перечисленных форм государственных (муниципальных) учреждений получателем бюджетных средств (наряду с государственными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами) признаются только казенные учреждения.
Бюджетные и автономные учреждения лишены права получения прямого бюджетного финансирования и могут получать бюджетные средства только в форме субсидий на обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, доведенных до них соответствующими вышестоящими органами, аналогично порядку, применявшемуся до 1 января 2011 года в отношении государственных унитарных и казенных предприятий, а также акционерных и иных коммерческих организаций, получающих государственную помощь.
Финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета может осуществляться в трех основных формах:
- — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- — субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- — бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ст. 79 БК РФ.
Доходы целесообразно приводить в плане финансово-хозяйственной деятельности с таким аналитическим делением, чтобы было возможно сопоставить их с произведенными расходами.
Бюджетные и автономные учреждения получают только субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания (включая средства на содержание закрепленного за ними имущества и оплату налогов), а также могут получить субсидии на иные цели в соответствии со ст. 78.1 БК РФ.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета 16, с. 14.
Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения 10.
Образовательное учреждение также вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
В любом случае финансирование деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений должно соответствовать определенным неизменным критериям. Так, финансовое обеспечение выполнения задания должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующие цели. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в т. ч. земельные участки.
Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным услугам устанавливается органами, осуществляющими полномочия учредителя. Конечно, следует согласовать расчеты с финансовым органом муниципального образования и органом, уполномоченным в экономической сфере.
При оказании в случаях, установленных законодательством, учреждениями муниципальных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного муниципального задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).
При определении нормативных затрат на оказание услуги должны учитываться нормативные затраты, непосредственно связанные с ее оказанием, а также нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения). Нормативные затраты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом затрат на потребление электрической и тепловой энергии и на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в т. ч. земельные участки.
Предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, заключаемого учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Указанное соглашение должно определять права, обязанности и ответственность сторон, в т. ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Если в течение финансового года встает вопрос о необходимости сокращения ассигнований из бюджета, это не должно происходить в первую очередь за счет сокращения ассигнований на выполнение муниципального задания, поскольку муниципальные учреждения обычно оказывают услуги в социально значимых отраслях и тем самым происходит реализация конституционных прав граждан в соответствующих сферах. Если же та кое сокращение становится неизбежным, следует изменить не только объем ассигнований, но и сами муниципальные задания (причем изменить можно как их объем, нормативы затрат, так и качество оказываемой услуги) и внести изменения в бюджет муниципального образования. Изменение объема финансового обеспечения задания производится в порядке, установленном местной администрацией (ст. 69.2 БК РФ) [28].
Также не должен влиять на объем субсидии на выполнение муниципального задания размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Субсидия может быть уменьшена только в случае уменьшения самого муниципального задания либо если законодательством установлено право оказывать данные услуги на платной основе в рамках муниципального задания.
В составе доходов на балансовом счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются:
- — доходы бюджета, по которым учреждения и (или) иные субъекты бюджетного процесса в установленном порядке являются администраторами;
- — доходы учреждений от осуществления разрешенной законодательством РФ предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (от изготовления и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);
- — безвозмездные поступления в пользу учреждений (имущество, работы и услуги, полученные в порядке безвозмездной помощи, шефства, спонсорства от физических и юридических лиц, добровольные пожертвования);
- — целевое финансирование от распорядителя средств за счет средств от приносящей доход деятельности на проведение конкретных мероприятий и осуществление иных расходов;
- — прочие доходы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Администрирование доходов организуется и ведется с учетом положений внутриведомственных нормативных правовых актов, включая документы, определяющие отраслевые особенности бюджетного учета.
Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, закреплено в пункте 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:
- — Правительством РФ — для субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- — местной администрацией — для субсидий из местных бюджетов.
За счет целевых субсидий чаще всего финансируются затраты учреждений на:
- а) приобретение дорогостоящего оборудования;
- б) капитальный ремонт и реконструкцию основных средств (зданий, сооружений);
- в) проведение отдельных мероприятий, носящих непостоянный характер (конференций, семинаров, соревнований, юбилейных мероприятий и др.);
- г) выплаты стипендий студентам;
- д) компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- е) выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу;
- ж) уплату налогов, оплату коммунальных расходов бюджетному учреждению, временно не оказывающему государственные услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества;
- з) выплату вознаграждения после выполнения государственного (муниципального) задания;
- и) компенсацию в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в отчетном финансовом году;
- к) мероприятия, связанные с ликвидацией госучреждений.
Основание — раздел 7 Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12−08−06/44 036.
Получается, что субсидии на иные цели выделяются целенаправленно для возмещения расходов, которые не предусмотрены нормативными затратами на оказание учреждениями госуслуг в рамках государственного (муниципального) задания. При этом приобретение зданий, строений, которые относятся к основным средствам, следует финансировать за счет бюджетных инвестиций. Отметим, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых выступают целевые субсидии, производятся после проверки:
- — документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
- — соответствия содержания конкретной операции кодам классификации операций сектора госуправления и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом для санкционирования этих расходов.
Остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания и не израсходованных в текущем финансовом году, используются в следующем году на нужды учреждения (п. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ). Однако норм, позволяющих переносить остатки средств целевых субсидий на очередной финансовый год, бюджетное законодательство не содержит.
Остатки целевых субсидий перечисляются учреждениями в соответствующий бюджет РФ. В то же время они могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, но только если соответствующий орган госвласти или местного самоуправления, реализующий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков таких субсидий на те же цели. Об этом сказано в пункте 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.
В бухгалтерском учете целевые субсидии отражаются по коду финансового обеспечения 5. (п. 21 Инструкции № 157н). Например, если субсидия выделена на возмещение расходов на проведение ремонта силами сторонней организации, соответствующие операции в учете отражаются следующими записями (таблица 3).
Таблица 3 — Отражение в учете целевых субсидий.
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. | |
На лицевой счет учреждения поступила субсидия. | 5.201.11.510. | 5.205.81.660. | |
Начислен доход в сумме субсидии. | 5.205.81.560. | 5.401.10.180. | |
Отражены расходы на выполненные ремонтные работы. | 5.401.20.225. | 5.302.25.730. | |
Перечислена оплата за ремонтные работы подрядчику. | 5.302.25.830. | 5.201.11.610. | |
Впоследствии сумма расходов на КФО 4 не переносится. Остатки, сформированные на различных счетах с КФО 5, списываются только в конце года — при оформлении операций по завершению финансового года.
Если субсидии предоставляются на приобретение или создание внеоборотных активов (объектов основных средств, нематериальных или непроизведенных активов), затраты нужно перенести с КФО 5 (субсидии на иные цели) на КФО 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания). В данной ситуации следует исходить из того, что подобное имущество используется в деятельности учреждения дольше 12 месяцев, а это явно превышает период, на который выделяется целевая субсидия.
В бухгалтерском учете субсидии на выполнение муниципального задания отражаются по коду финансового обеспечения 4 и оформляются аналогичными корреспонденциями счетов.
Таким образом, в настоящее время состав источников финансирования образовательного учреждения достаточно широк. В состав источников входят бюджетные субсидии, средства от внебюджетной деятельности, пожертвования, целевые взносы. Структура источников поступлений денежных средств во многом зависит от статуса образовательного учреждения. У государственных и муниципальных образовательных учреждений основным источником финансирования являются бюджетные средства.
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Планирование финансово-хозяйственной деятельности осуществляется на основе государственного (муниципального) задания. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Планирование расходов учреждения, осуществляемых за счет субсидий на возмещение нормативных затрат по выполнению государственного заказа, производится без представления в финансовый орган муниципального образования документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Расходы учреждения, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности, осуществляются на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. При этом содержание операции должно соответствовать кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов. Операции с расходами по КФО 5 отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Расходы учреждения, источником финансирования которых являются субсидии на выполнение муниципального задания, согласно Инструкции № 157н собираются на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Данный счет предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.
Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; накладные затраты подлежат распределению между видами продукции (работ, услуг).
Помимо прямых и накладных расходов в учете бюджетного учреждения есть категория общехозяйственных расходов.
Три вида расходов учитываются на обособленных счетах:
- — 10 960 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
- — 10 970 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
- — 10 980 000 «Общехозяйственные расходы».
По каждому из вышеуказанных счетов открываются счета аналитического учета по видам расходов по соответствующим статьям (подстатьям), КОСГУ.
В учетной политике государственных (муниципальных) бюджетных учреждений необходимо раскрыть информацию о порядке формирования стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ), а также услуг (работ), оказываемых в рамках деятельности, приносящей доход.
К прямым затратам относятся все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг.
Исходя из пункта 17 приказа Минфина России и Минэкономразвития России «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениям государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» от 29.10.2010 г. № 137н/527 (далее — Приказ № 137н/527) в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:
- — нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
- — нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
- — иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.
Перечень данных расходов не является закрытым. В зависимости от специфики деятельности государственного (муниципального) учреждения перечень прямых расходов может меняться, данную информацию необходимо отразить в учетной политике. В сформированной учетной политике также следует указать, какие именно расходы относятся к накладным и общехозяйственным.
Накладные затраты — сопровождающие (сопутствующие) процесс оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции), но не связанные с ним напрямую.
Например, к накладным расходам можно отнести затраты:
- — на содержание и эксплуатацию основных средств;
- — обслуживание производства;
- — командировочные расходы;
- — обучение работников;
- — непроизводительные расходы и др.
Общехозяйственные расходы — расходы, произведенные для целей управления, процесса оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции). В составе таких расходов могут учитываться:
- — оплата труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала и страховые взносы во внебюджетные фонды с этой оплаты труда;
- — расходы на содержание транспорта;
- — канцелярские и типографские расходы;
- — аудиторские, консультационные и информационные расходы;
- — почтово-телеграфные расходы;
- — суммы амортизации, ремонта, содержания и эксплуатации зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
- — расходы на охрану учреждения и т. п.
В пункте 135 Инструкции № 157н указанно, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), в соответствии с утвержденной учреждением учетной политикой распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года. Соответственно в учетной политике государственные (муниципальные) учреждения должны определить, классифицируют они общехозяйственные расходы как нераспределяемые или нет.
Перечень методов распределения общехозяйственных расходов определен в Приказе № 137н/527 и не является закрытым.
Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением операций.
Фактическими расходами можно считать производимые учреждениями и (или) иными субъектами бюджетного процесса расходы на мероприятия, предусмотренные по смете доходов и расходов, не связанные с приобретением имущества, оформленные соответствующими первичными учетными документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, начисленному денежному довольствию (заработной плате) и иным выплатам, установленным законодательством РФ.
Расходы на приобретение имущественных ценностей признаются через начисление амортизации (это касается объектов основных средств и нематериальных активов), а также при списании материальных запасов.
Учет расходов ведется в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления, установленной БК РФ. Порядок применения Классификации операций сектора государственного управления устанавливается Минфином России.
С 1 января 2009 г. применению подлежат Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н.
Учет фактических расходов ведется в разрезе классификации расходов бюджетов независимо от вида осуществляемой деятельности — бюджетной или приносящей доход.
Не позднее дня принятия на учет соответствующих расходов учреждения признают и отражают в бюджетном учете обязательства бюджета.
Бюджетные средства бюджетных учреждений расходуются по следующим направлениям:
- — оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и штатным расписанием учреждения, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- — перечисление страховых платежей в фонд социального страхования, пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования;
- — командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- — оплата товаров и услуг по муниципальным заданиям;
- — оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными планами без заключения государственных или муниципальных заданий 27, с. 22.
По сути, это укрупненная экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшем детализируется в целях планирования и учета.
Статьи плана финансово-хозяйственной деятельности жестко привязаны к определенным целям расходов, что обеспечивает действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении плана самостоятельно рассчитываются учреждением с учетом местных цен и тарифов.
Расходы на коммунальные услуги определялись на основе технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обеспеченности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.
В таблице 4 предлагается схема расчета расходов в разрезе наиболее часто используемых подстатей бюджетной классификации, перечень документов, необходимых в расчетах и применяемый метод планирования объема расходов.
Таблица 4 — Методы планирования расходов учреждения 3, с. 12.
Наименование расхода. | Перечень необходимых документов. | Метод планирования объема расходов. | |
Оплата труда. | штатное расписание, утвержденное главным распорядителем, нормативные акты, регламентирующие систему оплаты труда, справки о районных коэффициентах и северных надбавках в регионе. | нормативный. | |
Прочие выплаты. | штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплату компенсаций, план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета суточных при командировках). | нормативный. | |
Начисления на оплату труда. | страховые взносы во внебюджетные фонды РФ. | Нормативный. | |
Наименование расхода. | Перечень необходимых документов. | Метод планирования объема расходов. | |
Услуги связи. | размер абонентской платы телефона, за пользование Интернетом, стоимость радиоточки, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты; количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений; данные о сложившихся расходах по услугам телефонной связи, почтовых услугах. | индексации. | |
Транспортные услуги. | данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета проезда в командировки); стоимость проезда до пункта командировки и средняя по области или региону; данные о среднегодовых расходах по найму транспорта; стоимость проездных билетов, количество экспедиторов. | Индексации. | |
Коммунальные услуги. | сведения о потребности в энергетических ресурсах (теплоэнергия, газ, уголь, мазут) и воде в натуральном выражении; сведения о количестве приборов учета воды; данные о тарифах на коммунальные услуги. | Индексации. | |
Услуги по содержанию имущества. | план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений; план ремонта коммунальных сетей; количество легковых автомобилей; расчет стоимости техобслуживания одного автомобиля. Данные о количестве договоров на техническое и аварийное. обслуживание помещений, на техническое обслуживание газопроводов, дератизацию, дезинсекцию и т. п., сведения о тарифах на данные виды услуг и др. | индексации. | |
Прочие услуги. | план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для расчета оплаты проживания в командировках); данные о количестве автомобилей, мощности двигателя для расчета платежей ОСАГО. План информатизации учреждения; сведения о заключенных договорах на вневедомственную охрану, план подписки на периодические издания. | индексации. | |
Прочие расходы. | НК РФ, иные нормативные документы, регламентирующие уплату налогов, сборов, пошлин, лицензий в бюджеты всех уровней. | Нормативный. | |
Увеличение стоимости основных средств. | нормы обеспеченности основными средствами (утверждены главным распорядителем); сведения о фактической обеспеченности основными средствами; сведения о ценах на объекты основных средств. | плановый. | |
Увеличение стоимости нематериальных активов. | сведения о потребности в объектах нематериальных активов; сведения о ценах на объекты нематериальных активов. | плановый. | |
Наименование расхода. | Перечень необходимых документов. | Метод планирования объема расходов. | |
Увеличение стоимости материальных запасов. | нормы обеспеченности материальными запасами (утверждены главными распорядителями); данные о количестве автотранспорта, утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ; данные о стоимости ГСМ; средние данные о количестве и цене запчастей, используемые в год на один автомобиль; данные о годовой потребности в продуктах питания, форменной одежде, хозтоварах и т. п, стоимости единицы материалов. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимость топлива и др. | плановый. | |
В обоснование для каждой статьи (подстатьи) экономической классификации существуют следующие методы оценки объема расходов:
а) Нормативный метод, при котором объем субсидии на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств — подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО = n1*К1 + n2*К 2 + …, (1).
где: РО — объем расходов;
n1, n2 …- нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства (части расходного обязательства) (тыс.руб.);
К1, К2 … — планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году (число получателей установленного норматива) 19, с. 7.
Нормы могут быть:
- — денежным выражением натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.),
- — нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- — нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально — финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т, д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются Правительством или территориальными органами власти) или факультaтивными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть пpocтыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
б) Метод индексации расходов, при котором объем субсидии на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции) — подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО = t1*R1 + t2*R2 + …, (2).
где: РО — объем расходов;
t1, t2… — коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с базовым годом;
R1, R2, … — объем расходов19, с. 8.
в) Формульный метод, при котором объем субсидии на исполнение обязательства определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов.
Например, статья расходов 223 «Коммунальные услуги». По этой подстатье планируются потребление и оплата:
- — отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения;
- — газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);
- — электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;
- — водоснабжения, водоотведения, ассенизации;
При расчете необходимого объема денежных средств нужны: сведения о потребности в электроэнергии, теплоэнергии, газе, воде, данные о тарифах на коммунальные услуги [30].
Подстатья расходов 221 «Услуги связи». По данной подстатье планируют расходы по пересылке почтовых отправлений, приобретению почтовых марок, маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков, оплате сотовой связи, подключению и использованию Интернета, абонентской и повременной оплаты использования местного телефонного соединения и другие аналогичные расходы.
Статья расходов 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Здесь планируют расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов (основных средств, непроизводственных активов, нематериальных активов, материальных запасов), находящихся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании (дератизация, санитарно-гигиеническое обслуживание, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов).
Статья расходов 211 «Заработная плата». По этой подстатье планируются такие расходы, как оплата труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством. К данным расходам относятся выплаты по должностным окладам, тарифным ставкам ЕТС, почасовой оплате, воинским и специальным званиям. Выплаты премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год и других вознаграждений и выплат поощрительного характера. Оплата учебных и ежегодных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности самого работника за счет средств работодателя также планируются по этой подстатье. Перечисления профсоюзным организациям, налог на доходы физических лиц. Для расчета необходимого объема денежных средств нужны штатное расписание, нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда 30.
Подстатья расходов 212 «Прочие выплаты». По ней планируют дополнительные выплаты и компенсации, определенные условиями трудового договора, в том числе суточные при служебных командировках, компенсации стоимости форменной одежды и обуви, стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта, за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Другие аналогичные расходы. В расчетах используют: штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплаты компенсаций, данные о количестве планируемых командировок в год (для расчета суточных при командировках), прочее.
Подстатья 213 «Начисления на оплату труда». Здесь планируются расходы по оплате учреждением страховых платежей, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении этих расходов необходимо руководствоваться гл. 24 Налогового Кодекса Российской Федерации и данными о фонде оплаты труда.
Подстатья 226 «Прочие работы, услуги». На эту статью относят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на вышеприведенные подстатьи расходов, например:
- — на вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
- — на страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
- — по найму жилых помещений при служебных командировках;
- — по обучению на курсах повышения квалификации;
Подстатья 290 «Прочие расходы». На данной подстатье планируют расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг. Здесь отражаются расходы связанные с:
- — уплатой налогов и сборов в бюджеты всех уровней, уплатой разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;
- — выплатами спортсменам и их тренерам;
- — прочими расходами, не отнесенным к другим статьям.
При планировании необходимого объема денежных средств используют нормативные документы, регламентирующие данные расходы [30].
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств». По данной статье планируют расходы по оплате контрактов, договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. При определении объема расхода по этой статье используют: нормы обеспеченности основными средствами, сведения о ценах на объекты основных средств, фактической обеспеченности основными средствами.
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». По данной статье планируются расходы по оплате договоров на приобретение материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. При расчете объема средств используют: нормы обеспеченности материальными запасами, данные об утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ, сведения о стоимости ГСМ, ориентировочных ценах на запчасти, данные о потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах, моющих средств.
Расходы учреждения, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (кроме выполнения государственного задания) и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности, осуществляются на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. При этом содержание операции должно соответствовать кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Цель реформы государственных (муниципальных) бюджетных учреждений — повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов, а также осуществление финансирования данных услуг. Государство создает новый правовой и финансовый механизм, способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества в условиях масштабной модернизации страны.
Казенные учреждения в основном будут решать задачи обороноспособности и безопасности страны, поэтому они будут функционировать в условиях наибольшего контроля со стороны государства. Бюджетные учреждения предположительно будут решать задачи в рамках приоритетных национальных проектов и развития регионов. Наибольшей имущественной и финансовой самостоятельностью будут обладать автономные бюджетные учреждения, которые должны решать задачи в сфере социального развития. Прежде всего, это образование, культура и спорт.