Игра и её развивающие возможности
Игры делятся на большие и малые. Большая психологическая игра — это сложная, многоплановая, развёрнутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач. Она в полной мере отвечает определению, данному выше. Малые игры значительно проще в своей структуре, скромнее в возможностях, занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как… Читать ещё >
Игра и её развивающие возможности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Несмотря на распространённость понятия «игра», не так-то просто найти его определение. Мы в своей деятельности опираемся на определение И. Хейзинга: «мы можем назвать игру, — пишет он в работе «Человек играющий», — свободной деятельностью, которая осознаётся как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладеть играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определённым правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчёркивающие своё отличие от прочего мира всевозможной маскировкой"[10].
В этом определении есть все исчерпывающие объяснения того, почему игра так привлекательна для любого человека любого возраста и откуда богатство её обучающих, развивающих, совершенствующих личность возможностей.
Игра в качестве психологического метода в школе может быть использована как минимум, для решения 3-х последовательных задач:
- * Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в его мир и отношения;
- * Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми;
- * Научить осмысливать игровой опыт. Использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов[11].
Настоящая психологическая игра — это очень серьёзно и по своим возможностям при серьёзном подходе, и по своим последствиям при неграмотном.
Итак, соотнесём особенности игры как деятельности с её педагогическими возможностями (последние прописаны курсивом).
* Игра — это внутренне мотивированная само ценная для человека деятельность. Если мы исходим из того, что естественное состояние человека — это состояние Деятеля, инициатора собственного развития, то мы согласимся с тем, что в игре человек чувствует себя непринуждённо, адекватно своей человеческой природе.
- * Человек включается в неё целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому.
- * Игра задаёт участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра даёт значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
- * Она является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет чувствовать себя свободным от всех ограничений, не налагаемых самой игрой. Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть перспективы изменения, примерить новые модели отношений к миру и к себе, которые, возможно, останутся с человеком и за пределами игрового пространства.
- * По сути своей — это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счёт привлечения потенциала других участников. Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путём сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого. Итак, игра, спроектированная и реализованная как целостная деятельность, несёт в себе колоссальный развивающий потенциал[2].
Игры делятся на большие и малые. Большая психологическая игра — это сложная, многоплановая, развёрнутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач. Она в полной мере отвечает определению, данному выше. Малые игры значительно проще в своей структуре, скромнее в возможностях, занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство: организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятие напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи. Возможности таких игр достаточно серьёзны, поэтому надо относиться к ним с большим почтением и использовать с умом. Вот эти возможности:
Диагностические;
Учебные: мотивация, усвоение материала, перенесение навыков за пределы учебной ситуации, проверка знаний на применимость в деятельности;
Развивающие: развитие психических процессов, психологических и социально-психологических навыков и умений, свойств и способностей личности; формирование этических принципов;
- * Коррекционные: решение проблем развития в игровой деятельности Малые игры можно классифицировать по многим основаниям:
- 1. По функциональной направленности (на развитие чего направлены) В малых играх очень часто формируются различные навыки и умения, развиваются те или иные свойства, психические процессы и т. д. Ошибочно считать, что у игры может быть конкретная узкая специализация. Направленность есть у любого хорошего игрового средства, но если не видеть, что игра воздействует на личность ребёнка в целом, можно допустить неконтролируемые процессы! Например, развиваем память, не замечая при этом, что травмируем самооценку ребёнка, либо нарушаем его взаимоотношения со сверстниками через конкуренцию и т. д. Правильнее говорить об основной линии игры, приоритетной задаче, но организовывать игру необходимо с учётом её комплексного воздействия.
- 2. По решаемым задачам (изменение состояния чего-либо): на знакомство, на сплочение, на регуляцию эмоционального состояния, на снятие агрессии, на доверие, на коррекцию ролевых позиций и т. д.
З.По участникам: игры бывают индивидуальные, интерактивные, которые в свою очередь могут быть парными, в малой группе, межгрупповыми (эстафеты), массовыми (маскарад).
4. По типу игровых процессов: проектные, деловые, ролевые[2].