Нормативное регулирование подготовки бухгалтерской отчетности
В частности, закрепляет понятия отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть… Читать ещё >
Нормативное регулирование подготовки бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на четырех уровнях [19, с. 33]:
Первый уровень регулирования — это Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступивший в силу 01.01.2013 года, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Второй уровень регулирования — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, другие Положения по бухгалтерскому учету.
Третий уровень регулирования — Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (10.01.2012) (с изменениями внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н).
Четвертый уровень регулирования реализуется в рамках учетной политики организации, например, о внешней и внутренней сегментарной отчетности, налоговых расчетах и т. д.
В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Новый закон заменил действующий сейчас Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
Новым законом устанавливаются единые требования к бухучету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создается правовой механизм его регулирования. По сути, цель подписанного закона — исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы действующего законодательства. Распространяется его действие на коммерческие и некоммерческие организации, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, филиалы, представительства иностранных государств, международные организации и Центральный банк РФ.
В частности, новым законом устанавливается, что вести бухгалтерский учет должны все экономические субъекты (в том числе перешедшие на УСН). Исключение составят лишь индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ими ведется налоговый учет).
Также теперь объектами бухгалтерского учета стали факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы, а также иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухгалтерского учета признавались только имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.
Кроме того, в настоящее время руководителям организаций разрешается вести бухгалтерский учет лично. Новый закон оставил это право только за руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства. Также им закреплено, что образцы первичных учетных документов утверждает сам руководитель.
Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ бухгалтерская отчётность будет считаться составленной после подписания ее руководителем (ИП, лицом, занимающимся частной практикой).
Помимо этого, новый закон определяет обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица и закрепляет, как разрабатываются и утверждаются национальные стандарты в области бухгалтерского учета.
Закон вступил в силу 1 января 2013 года.
Образцы форм бухгалтерской отчетности, являющиеся приложением к приказу Минфина России № 66н, Министерство финансов Российской Федерации рекомендует организациям использовать при разработке форм бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2013 г.
После выхода ПБУ 4/99 организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы своей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности.
В частности, закрепляет понятия отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности: наименование организации, отчетная дата или период и т. п. [27, с. 18].
При разработке организацией самостоятельно форм отчетности должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 не ограничивает организации в составе показателей, которые могут быть представлены в бухгалтерской отчетности. В пункте 6 установлено, что если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступления от этих правил.
При этом следует руководствоваться целью обеспечения пользователей достаточной финансовой информацией для принятия и оценки решений о размещении ограниченных финансовых ресурсов. Общими требованиями установлено, что каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения.