Неуспеваемость учащихся и её причины
Под школьными трудностями обычно имеют в виду весь целостный комплекс проблем, которые возникают у ребенка в процессе обучения в школе. В большинстве случаев, эти проблемы сказываются негативно на ребенке, как в физическом, так и психологическом смысле. И, по мнению специалистов именно школьные трудности, которые не были вовремя выявлены предотвращены, приводят к неуспеваемости учащихся. В свою… Читать ещё >
Неуспеваемость учащихся и её причины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теоретический анализ неуспеваемости
Понятие школьной неуспеваемости.
Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, для начала разграничим такие понятия как: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями обычно имеют в виду весь целостный комплекс проблем, которые возникают у ребенка в процессе обучения в школе. В большинстве случаев, эти проблемы сказываются негативно на ребенке, как в физическом, так и психологическом смысле. И, по мнению специалистов именно школьные трудности, которые не были вовремя выявлены предотвращены, приводят к неуспеваемости учащихся.
В свою очередь неуспеваемость может спровоцировать у ребенка возникновение школьной дезадаптации, т. е. такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии с одноклассниками и учителями.
Понятие «школьной неуспеваемости» по-разному трактуется разных источниках. Пидкасистый П. И. предлагает следующее определение: «Неуспеваемость учащихся — систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным». Это понятие наиболее полно характеризует «неуспеваемость» с теоретической точки зрения.
Наиболее простое и доступное определение дает Локалова Н. П.: «Школьная неуспеваемость — несоответствие учебных успехов учащегося требованиям школьной программы».
Следуя данным выше определениям, можно сказать, что неуспевающие учащиеся плохо усваивают материал, предоставляемый им на уроках, не справляются с самостоятельной работой, и в конечном итоге теряют интерес к процессу обучения вообще.
В нашем обществе принято обязательным обучение в средней школе, а значит, каждый ученик воспринимается как частичка всего ученического состава. Неуспеваемость по тем или иным предметам может породить в сознании ребенка такое суждение, что если у него есть проблемы, а у других нет, значит, он хуже других, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть любого ученика, имеющего какие-либо трудности в учебе. И если даже ученик не показывает своих чувств, и говорит о своем безразличии к проблемам, отставанию и обучению в целом, это не говорит о том, что он на самом деле так думает. Возможно, в глубине души он чувствует себя чужим, отверженным. Как следствие данной ситуации ребенок находит утешение в таких компаниях, где они не будут чувствовать себя униженным, где они будут значимы, а это дворовые компании, хулиганы. Тем самым, они пополняют ряды так называемых «неблагополучных детей». И в этом случае борьба родителей и учителей с неуспеваемостью отдельных учащихся становится невозможным.