Анализ применения информационных технологий в системе управления персоналом
К началу 1996 г. проявились недостатки созданного информационно-технического обеспечения, основными из которых были слабая взаимосвязь задач автоматизации и их дублирование. Состояние информатизации стало сдерживающим фактором повышения эффективности таможенной деятельности что, в свою очередь, обусловило разработку КАСТО (известных под названиями АИСТ РТ-21 и АИСТ-М), позволяющих контролировать… Читать ещё >
Анализ применения информационных технологий в системе управления персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разработка, создание и использование информационных технологий (ИТ), в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами (ТО) в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Внедрение информационных систем (ИС) и ИТ с использованием средств вычислительной техники (ВТ) и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.
ИС, ИТ и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые ТО или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности.
Использование ТО не находящихся в федеральной собственности ИС, ИТ и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.
ИС, ИТ, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы ТО составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении ТО.
Информационные ресурсы ТО являются федеральной собственностью. Порядок формирования и использования информационных ресурсов ТО, требования к документированию информации устанавливаются ФТС России.
Документы, предусмотренные ТК Российской Федерации, в том числе налоговая декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении ТО, определяется в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Быстрое распространение и применение в ТО ИТ является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России. Эта работа ведется в соответствии с концепцией информационно-технической политики ТО Малышенко Ю. В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1 / Малышенко Ю. В., Федоров В. В. М.: РИО РТА, 2007, — С. 110.
Информационно-техническая политика ФТС России — это реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев эффективности и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением ИТ и применением информационно-технических средств в деятельности ТО.
Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельности ФТС России по информатизации ТО и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры, при этом информатизация ТО является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ФТС России и представляет собой процесс внедрения современных ИТ в таможенное дело.
Информационно-техническая политика формируется и проводится под единым управлением на уровне руководства ФТС России.
Основные направления информационно-технической политики определяются руководителем, коллегией и научно-техническим советом ФТС России, которые осуществляют общее руководство ее проведением и определяют полномочия и задачи соответствующих организационных структур и должностных лиц по реализации информационно-технической политики.
Правовое обеспечение информационно-технической политики возложено на правовое управление ФТС России и главное управление информационных технологий (ГУИТ).
Организация научного обеспечения информационно-технической политики возложена на научно-технический совет ФТС России и ГУИТ.
С развитием Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) менялась структура, функции и наименование органов управления информационно-технической деятельностью ТО.
Головным подразделением в вопросах формирования и проведения информационно-технической политики в ТО является ГУИТ.
В 1990 г. специально для организации разработки и внедрения информационных таможенных технологий (ИТТ) был образован Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ), основной задачей которого было создание и обслуживание ЕАИС. В настоящее время переименован в ЦИТТУ и также находится в подчинении ГУИТ.
На всех уровнях иерархии ТО имеются подразделения, занимающиеся реализацией информационно-технической политики ФТС России и эксплуатацией ЕАИС.
На уровне центрального аппарата ФТС России — это ГУИТ и ЦИТТУ. В РТУ и таможнях реализацией информационно-технической политики ФТС России занимаются подразделении информационно-технической службы ТО, в крупных ТП — информационно-технические отделы.
В то же время в административно-хозяйственном отношении подразделения некоторого уровня иерархии находятся в подчинении руководителя соответствующего уровня. Один из заместителей руководителя ФТС России является куратором информационно-технического направления деятельности ФТС. Информационно-технические отделы создаются только на крупных или удаленных ТП. В ряде случаев вместо них создаются отделения или обслуживание средств ЕАИС возлагается на специалистов информационно-технических служб таможен.
Основные задачи ГУИТ, касающиеся создания, внедрения и эксплуатации ИТ Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459.:
- 1. Разработка и проведение единой научно-технической политики ФТС России при создании и развитии ЕАИС, Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС), информационно-вычислительных центров (ИВЦ), оснащении ТО перспективными информационно-техническими средствами.
- 2. Разработка, согласование и реализация основных направлений создания и развития информационно-технической инфраструктуры ТО.
- 3. Организация планирования, заказа, контроля выполнения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию перспективных ИТТ, компонентов и систем ЕАИС и ВИТС, информационно-технических средств, а также средств обеспечения информационной безопасности ТО.
- 4. Обеспечение согласования плана НИОКР ФТС России и его координации с межведомственными программами и планами работ других ФОИВ в области технического оснащения и создания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и систем.
- 5. Разработка, реализация основных направлений интеграции информационных ресурсов ФТС России и согласование этих направлений с ФОИВ.
- 6. Разработка и реализация предложений по совершенствованию системы информационной безопасности ТО.
- 7. Обеспечение деятельности Научно-технического совета (НТС) ФТС России.
- 8. Организация и координация выполнения проекта модернизации ИС ТО, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития.
В ведении ГУИТ также находятся вопросы организации и контроля эксплуатации ТСТК.
Фактически до 1999 г. поддержка ИТ на разных организационных и управленческих уровнях ГТК России обеспечивалась следующими структурными подразделениями:
- 1. Центральный аппарат ГТК России: ГНИВЦ.
- 2. РТУ: региональные отделы ГНИВЦ.
- 3. Таможни: отделы (группы) АСУ таможен.
- 4. ТП: специалисты отделов (групп) АСУ таможен.
В связи с образованием в структуре государственных органов семи федеральных округов в 2000;2001 гг. проводились соответствующие преобразования структуры ГТК России — число РТУ было сокращено до семи. Остались Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное РТУ.
Одновременно подверглась реорганизации структура управления информационно-технической деятельностью РТУ, таможен и ТП. В структуре РТУ были созданы информационно-технические службы, в их подчинении находились подразделения, осуществляющие информационно-техническую поддержку деятельности ТО.
В настоящее время ЦИТТУ — головное учреждение в системе ФТС России в области реализации программ автоматизации и информатизации ТО.
Основной целью деятельности ЦИТТУ является содействие ТО Российской Федерации в повышении эффективности их работы в деле защиты экономического суверенитета и безопасности России путем создания, развития и эксплуатации ЕАИС ФТС России.
Основные направления деятельности ЦИТТУ Режим доступа: http://edpc.customs.ru/edpc/activities/task:
- 1. Участие в планировании, проведении НИОКР в области автоматизации и информатизации обеспечения деятельности ТО, в разработке и внедрении программного и технического обеспечения ЕАИС.
- 2. Сбор и обработка таможенной информации, формирование и централизованное ведение баз таможенной и нормативно-справочной информации (НСИ), ведомственных систем классификации и кодирования, государственных и отраслевых классификаторов, справочников.
- 3. Участие в разработке нормативно-правового обеспечения ЕАИС (нормативно-правовые акты, стандарты отрасли и предприятия и т. п.), стандартизации электронного документооборота и электронного взаимодействия с ИС других ведомств.
- 4. Системотехническое обслуживание и ремонт средств ВТ и передачи данных ТО.
- 5. Проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам применения современных информационно-технических средств и ИТТ, средств обеспечения информационной безопасности, их внедрения и эксплуатации в ЕАИС.
- 6. Ведение фонда алгоритмов и программ ФТС России, нормоконтроль и хранение проектной документации ЕАИС.
- 7. Формирование массивов данных таможенной информации для издания сборников и бюллетеней ТС ВТ Российской Федерации.
- 8. Оказание методической помощи информационно-техническим подразделениям ТО в обеспечении функционирования ЕАИС и ведении региональных баз данных (БД).
- 9. Выполнение мероприятий по обеспечению достоверности и безопасности информации в ЕАИС.
ЦИТТУ играет важную роль в обеспечении руководства ФТС России и других государственных структур информацией для управления ВЭД. ГНИВЦ поддерживает функционирование ведомственной электронной почты, центрального вычислительного комплекса (ЦВК) и центральной БД ФТС, которые являются основой обеспечения государственных органов России информацией о ВЭД.
Фактически, деятельность ТО Российской Федерации сегодня невозможна без использования ЕАИС ФТС России, в рамках которой и реализуются ИТТАфонин П.Н., Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах. — Спб.: Санкт-Петербургский филиал РТА, 2006., Белов М. Ю. Производственный комплекс ГНИВЦ ГТК России: сборник материалов научно-практической конференции «10 лет автоматизации деятельности таможенной службы России. Состояние и перспективы развития». Вып. 2. — М.: Изд. ГНИВЦ ГТК России, 2000., ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика: Сборник материалов научно-практической конференции «10 лет автоматизации деятельности таможенной службы России. Состояние и перспективы развития». Вып. 2. — М.: Изд. ГНИВЦ ГТК России, 2000., ЕАИС таможенной службы России. Теория и практика: Сборник материалов научно-практической конференции «10 лет автоматизации деятельности таможенной службы России. Состояние и перспективы развития». Вып. 2, часть 2. — М.: Изд. ГНИВЦ ГТК России, 2000., Концепция информационно-технической политики ГТК России. Приложение 1 к решению коллегии ГТК России от 28 сентября 2001., Малышенко Ю. В. Информационные технологии в таможенном деле: Учебное пособие. Часть 2. — Владивосток: ВФ РТА, 2006 г., Новые подходы к процессу совершенствования таможенных процедур и работе с новыми таможенными технологиями и информационно-техническими системами: Сборник информационных и методических материалов к целевому семинару. — М.: РИО РТА, 2003., Чеботов Ю. А. Информатизация управления в таможенных органах. — М., 2000., Чеботов Ю. А., Краева Т. А. Основы таможенного дела: Учебное пособие в VII выпусках. Вып. VII. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов России. — М.: РИО РТА, 1996.
Разработка ЕАИС для управления процессами таможенного оформления и таможенного контроля (ТО и ТК) началась с момента фактической организации функционирования ГНИВЦ ГУГТК (3 мая 1990 г.).
Целью создания и применения ЕАИС является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности ТО при выполнении ими своих функций на основе внедрения компьютерных технологий и использования современных средств передачи данных и математических методов Малышенко Ю. В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1 / Малышенко Ю. В., Федоров В. В. М.: РИО РТА, 2007, — С. 68.
На момент разработки и внедрения на ЕАИС была возложена задача значительного повышения эффективности работы ТО за счет широкого применения ИТТ, базирующихся на современных программно-технических средствах. Реализация этой задачи совместно с ТО всех уровней была возложена на ГНИВЦ Современная таможенная служба и таможенники России (1991;2001 гг.): Учебно-методическое пособие. — М.: РИО РТА, 2002.
Таможенный кодекс 2003 г., практически все программы развития таможенной службы России и решения большинства коллегий ФТС России содержат разделы, предусматривающие все более широкое использование в таможенном деле ИТ, которые реализуются в рамках ЕАИС.
Основу ЕАИС составляют ИТТ и инструментальные технологии. К инструментальным технологиям в программно-технической среде относятся Современная таможенная служба и таможенники России (1991;2001 гг.): Учебно-методическое пособие. — М.: РИО РТА, 2002.:
- 1) технологии в вычислительной среде ЕАИС.
- 2) технологии технической поддержки и сервисного обслуживания программно-технического комплекса ЕАИС.
- 3) технологии в телекоммуникационной (транспортной) среде ЕАИС.
- 4) технологии защиты информации.
Основными функциями ЕАИС являются:
- 1) обеспечение подразделений ФТС России и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики.
- 2) совершенствование системы организационно-экономического управления ТО на всех уровнях управления.
- 3) автоматизация таможенного оформления документов на товары.
- 4) повышение эффективности таможенного контроля багажа пассажиров, следующих через границу.
- 5) обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей.
- 6) информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
- 7) совершенствование методов и средств нетарифного регулирования, контроль исполнения лицензий и квот.
- 8) создание ИТ таможенно-банковского и валютного контроля ВЭД и др.
ЕАИС можно рассматривать как сложную систему, основными компонентами которой являются:
- 1) ВИТС, предназначенная для обеспечения ТО средствами передачи данных, телефонии, видеоинформации, мобильной связи и др.
- 2) совокупностью компьютерных БД, являющихся информационной основой автоматизации большинства задач таможенной деятельности.
- 3) локальные вычислительные сети (ЛВС), обеспечивающие вычислительную поддержку задач автоматизации деятельности различных подразделений ТО на всех уровнях управления.
- 4) совокупность программных комплексов, оформленных в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ).
- 5) нормативно-правовая база, представляющая собой совокупность документов, определяющих правовой статус применения ИТ в таможенном деле, а также правила разработки и эксплуатации технических и программных средств ЕАИС.
Функционирование ЕАИС, построенной по иерархической схеме, организовано таким образом, что ее составляющие, относящиеся к разным уровням организационной структуры ТО (ЦА ФТС, РТУ, таможня, ТП), могут работать автономно, что повышает надежность и «живучесть» системы в целом.
На каждом уровне имеется своя БД для хранения в электронной форме информации, получаемой в процессе деятельности ТО. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в БД более высокого уровня. Центральная БД территориально располагается в Москве и сопровождается ЦИТТУ.
Специальными приказами устанавливается периодичность передачи данных БД более низкого уровня в базы более высокого уровня.
Основной объем в этих информационных потоках составляют электронные формы грузовых таможенных деклараций (ГТД), деклараций таможенной стоимости (ДТС), транзитных деклараций (ТД), паспортов транспортных средств, сведений о таможенных правонарушениях и других сопутствующих ТО и ТК документах, а также различные статистические справки и отчеты. В то же время актуализация АРМ и БД с НСИ осуществляется в обратном порядке — от верхнего уровня к нижнему. Это позволяет обеспечить своевременную и единообразную корректировку прикладного программного обеспечения (ПО) и БД всех подразделений ТО.
Информационные потоки с верхних уровней содержат также приказы и распоряжения, различные информационные материалы, запросы по статистике ВЭД, текущим вопросам деятельности нижестоящих ТО. Передача всех этих данных осуществляется с помощью ВИТС. Сопровождение ЕАИС осуществляется сотрудниками специально созданных подразделений ТО с привлечением (при необходимости) на договорной основе специалистов коммерческих организаций.
Существующая нормативно-правовая база регулирует не только вопросы применения ИТ в таможенном деле, но и порядок разработки, внедрения новых ИТ (рис. 2.1).
ЕАИС постоянно модернизируется. Соглашением о займе от 31.10.2003 № 4689-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о выделении 140 млн. долларов США на реализацию проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов», рассчитанного на реализацию в течение 2003;2008 гг. Порядок разработки и модернизации ЕАИС определяется специальными приказами ФТС России и отраслевыми стандартами.
Рис. 2.1 Механизм совершенствования ИТ
Состояние информационных и инструментальных технологий ЕАИС при их комплексном использовании напрямую зависит от организационно-финансового обеспечения, а также квалификации персонала ЦИТТУ и ТО.
Фактически, разработки, выполненные в течение 1990;1997 гг., сегодня называют первой очередью ЕАИС.
Разработка первой очереди ЕАИС проходила в трудных условиях, что с одной стороны, было обусловлено отсутствием опыта создания и эксплуатации системы подобной сложности в ТО, с другой — были установлены сжатые сроки разработки, что явилось следствием быстрого роста объемов ВЭД и численности таможенной службы Российской Федерации.
Создание первой очереди ЕАИС было важным этапом развития ТС России, в ходе которого был получен необходимый опыт по постановке и реализации задач автоматизации деятельности ТО, создана инфраструктура для сопровождения ИТ, при этом сотни сотрудников ТО получили подготовку по использованию персональной ВТ и ИТ.
Однако в ходе эксплуатации ЕАИС выявился ряд серьезных недостатков. Кроме естественных для любой сложной ИС проблем развития, связанных с моральным старением техники и ПО, проявились недостатки структурного и методологического характера.
Так, программные продукты первой очереди реализуют в основном" вертикальную" однонаправленную технологию сбора и обработки данных по линии «таможня — РТУ-ГНИВЦ». При этом с нижнего уровня не было предусмотрено оперативное взаимодействие с БД более высокого уровня. Не менее серьезный недостаток — отсутствие взаимодействия и совместимости программных прикладных продуктов, эксплуатируемых на одном горизонтальном уровне. Так, из автоматизированной системы регистрации таможенных правонарушений нельзя было обратиться и получить информации о фирмах-нарушителях, имеющуюся в подсистеме контроля доставки товаров.
Фактически, подготовительные работы по реализации второй очереди ЕАИС начались уже с конца 1995 г. хотя само техническое задание было утверждено только в 1997 г. В 1997;2000 гг. была предложена и в последующем в порядке публикации развивалась концепция 2-й очереди Чеботов Ю. А. Автоматизация деятельности таможенных органов России: Учеб.-метод. Пособие. — М.: РИО РТА, 1998. , Чеботов Ю. А. Информатизация управления в таможенных органах. — М., 2000. .
Вторая очередь ЕАИС основывается на новой программно-технической платформе и использованием идеологии «клиент-сервер», СУБД ORACLE, «CASE-метода» и других средств ORACLE для автоматизации разработок прикладного ПО. Переход к использованию СУБД ORACLE (2000 г.) стал основой качественного изменения в процессах ведения центральной и региональных БД ЕАИС. Перевод информационных ресурсов ЕАИС на СУБД ORACLE позволил применять передовые технологии при проектировании программных средств и обработке данных.
Одной из важнейших задач при реализации второй очереди являлась также модернизация центрального и создание резервного вычислительных центров (ВЦ).
К началу 1996 г. проявились недостатки созданного информационно-технического обеспечения, основными из которых были слабая взаимосвязь задач автоматизации и их дублирование. Состояние информатизации стало сдерживающим фактором повышения эффективности таможенной деятельности что, в свою очередь, обусловило разработку КАСТО (известных под названиями АИСТ РТ-21 и АИСТ-М), позволяющих контролировать товары, начиная с их прибытия на СВХ, обеспечивать «прозрачность» таможенного оформления, его протоколирование, системное ведение НСИ, накопление данных об участниках ВЭД, а также выполнение всех этапов документального оформления одним сотрудником.
Повышение требований подразделений ФТС России к оперативности и достоверности обработки таможенной информации потребовало создания эффективных аналитических инструментов. В результате был разработан и внедрен в эксплуатацию в 2000 г. программный комплекс «Аналитика-2000», ставший основным инструментом оперативного многомерного анализа статистических данных.
В рамках создания второй очереди ЕАИС продолжились работы по стандартизации вопросов проектирования и эксплуатации ЕАИС.
К 2000 г. использовалось и поддерживалось ГНИВЦ 167 программных средств (АРМ) различной сложности и назначения.
По состоянию на 1 октября 2002 г. перечень программных средств ЕАИС, принятых в Фонд, включал 243 программы (при этом активно использовалась только часть этих программных средств).
В ходе автоматизации таможенной деятельности требования повышения эффективности системы управления с использованием персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ) привели к появлению АРМ, которые представляют собой совокупность информационно-программно-технических ресурсов и пользователя.
Все существующие АРМы предназначены для выполнения трех основных функций:
- 1) информационно-справочной.
- 2) проблемно-профессиональной, в конкретной предметной области.
- 3) интегральной, совмещающей две вышеназванные и предусматривающей использование сетей, многофункциональный режим и др.
Уже к началу 2005 г. ГИНВЦ поддерживал только 98 программных средств, в их числе — две комплексные системы АИСТ РТ-21 и АИСТ-М.
С развитием информационно-технического обеспечения ТО также увеличивался и объем передаваемой ТО информации, что обусловило необходимость одновременно с разработкой и совершенствованием функциональных подсистем ЕАИС создавать транспортную среду, вследствие чего в1993 г. ГТК России приступил к созданию собственной ведомственной сети связи с интеграцией услуг.
Из этого можно сделать вывод, что ВИТС ФТС России является важнейшей составной частью ЕАИС. При этом сеть предназначена для обеспечения информационного обмена данными между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) ТО и иными объектами: ЦА ФТС России, РТУ, уполномоченными банками, прочими организациями и службами, взаимодействующими с ТО.
До 2001 г. создание ведомственных сетей связи и передачи данных велось по различным слабо коррелированным между собой программам без необходимого научно-технического и экономического обоснования. В январе 2001 г. была утверждена первая Концепция построения ВИТС ФТС России. Ее основной целью являлось формирование технической политики ТО по созданию телекоммуникационной сети и основных направлений развития, формирования научно-технического, правового, экономического и организационного механизмов реализации и дальнейшего развития ВИТС.
В ВИТС реализовано децентрализованное управление. При этом каждая региональная транспортная сеть имеет свой комплекс управления и коммутации (узел связи (УС)). В каждом РТУ фактически имеется несколько узлов связи:
- 1. Главный узел (УС РТУ).
- 2. УС таможен и, возможно, отдельных территориально разнесенных подразделений управления.
- 3. УС ТП (для крупных и удаленных ТП).
При этом, посты могут связываться между собой через узел связи своей таможни, не выходя на более высокий уровень. Таможни связываются между собой, а также с региональным ИВЦ через главный УС.
Укрупненная структура сети связи РТУ показана на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Структура системы связи РТУ
Основной поток информации, перемещаемой с помощью ВИТС, представляет собой данные, которыми обмениваются БД таможен, РТУ и ЦБД.
С 2001 г. начат перевод телекоммуникационных систем сбора информации в ЦБД ЕАИС и ведомственной телефонии с каналов тональной частоты на цифровые выделенные каналы; стала эксплуатироваться система видеоконференцсвязи с РТУ.
В 2002 г. в сети Интернет создан официальный WEB-сайт ФТС России. В этом же году в состав ГНИВЦ были включены узел связи, а также подразделения, отвечающие за техническую поддержку средств ВТ и оргтехники ЦА ФТС России и специализированных РТУ.
В 2003 г. в ГНИВЦ создается отдел информационной безопасности, а с 2004 г. начал функционировать Ведомственный удостоверяющий центр.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что-ТО являются сложной системой, включающей в себя: персонал, техническое обеспечение, органы управления, требующие постоянного обеспечения необходимой актуальной информацией для принятия адекватных управленческих решений, при этом успешная реализация задач, возложенных на таможенную службу (обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, пополнение доходной части федерального бюджета, а также содействие внешней торговле) в современных условиях не представляется возможным без информатизации таможенной службы: применения современных информационно-технических средств, в том числе средств ВТ, телекоммуникационных технологий, защиты информации, специализированных программных средств (систем) и т. д.