Саки.
История древнего мира.
Скифо-сибирский мир
Правы исследователи, сравнивающие родоплеменную структуру саков с организацией авестийского скотоводческого общества эпохи создания государства. Здесь мы еще раз убеждаемся в четырехступенчатой структуре общества: семья, род, племя и крупное родоплеменное объединение (страна) во главе с правителем — царем. В социальном же отношении население составляли: общинники-скотоводы, жрецы, воины… Читать ещё >
Саки. История древнего мира. Скифо-сибирский мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественный строй саков стал привлекать внимание исследователей давно в связи со ставшими известными сакскими золотыми предметами из Амударьинского клада (Зеймаль, 1979). Однако реально эту проблему начали решать только после открытия погребальных комплексов Бесшатыра.
(Акишев, Кушаев, 1963; Черников, 1968), исследования царской усыпальницы Иссык (Акишев К., 1978; Акишев А., 1984) и проведенных 3. С. Самашевым раскопок Берельских курганов в Восточном Казахстане. Само наличие так называемых царских курганов у саков свидетельствует о резкой социальной дифференциации в среде семиреченских саков-скотоводов.
«Способность к быстрому воспроизводству и легкая отчуждаемость скота, — констатировал К. Акишев, — ускоряли процесс поляризации общества, накопления богатства у отдельных скотоводческих родов, семей одних и обнищания других». Огромные сооружения, пышность и богатство одежды, масса золотых украшений, особое устройство головного убора погребенных в кургане Иссык были рассчитаны не только на внешний эффект царя, «главное назначение одежды было в возвеличивании личности, возведении его в ранг солнцеподобного божества» (Акишев К., 1978, с. 72). «Царские курганы», выделявшиеся размерами над остальными, подчеркивали господство знати над массой рядовых общинников. Большие курганы с богатыми погребениями рассматриваются как могилы царей или племенных вождей, средние могилы — знати, воинов, а малые — могилы дружинников.
Для характеристики социальной структуры определенное значение имеют обнаруженная надпись (подробно см.: Акишев К., 1978, с. 28—75), наличие культовых капищ, оседлых поселений и даже городов.
Правы исследователи, сравнивающие родоплеменную структуру саков с организацией авестийского скотоводческого общества эпохи создания государства. Здесь мы еще раз убеждаемся в четырехступенчатой структуре общества: семья, род, племя и крупное родоплеменное объединение (страна) во главе с правителем — царем. В социальном же отношении население составляли: общинники-скотоводы, жрецы, воины, ремесленники и, конечно, выделялась знать. Центральной фигурой всей этой сложной стратовосоциальной системы был царь-вождь. «В его руках были бразды правления всех четырех концов сакского мира, он получал хварну (дань) от всех частей своего мира и был родственником всех четырех родоплеменных групп. Мир и социум обретали организацию в его персоне; с коронацией, согласно архаическим представлениям, он приобретал и „бессмертие“ и был олицетворением власти и мира» (Акишев А., 1984, с. ПО). Подводя итог, можно отметить сле;
Царские погребальные комплексы:
1—5 — царские курганы скифов Куль-Оба, Солоха, Костромской курган, Келермесс дующее. Археологических источников по обществу саков пока значительно меньше, чем по скифам. Однако имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что общественное устройство и структура общества саков находились на том же уровне развития, что и у скифов, т. е. это было государство раннего типа с верховной властью, территориально-племенным делением и стратово-социальной структурой.
Погребальное сооружение из бревен в виде колеса или символа солнца в кургане Аржан, Тува.